Финал Лиги чемпионов УЕФА в Киеве, безусловно, большое спортивное событие. Но оправдал ли он ожидания с экономической точки зрения? С одной стороны, чиновники, наконец, научились планировать масштабные мероприятия. До 90% всего запланированного было реализовано. С другой стороны, так и непонятно, принес ли большой футбол с собой и большие деньги. Или вложили много больше, чем получили обратно?
Если целью было просто провести мероприятие и освоить под него несколько десятков миллионов гривен, тогда нет вопросов - цель достигнута. Этим нас уже не удивишь, вспомним Евро-2012, когда деньги освоили, а внятного результата не получили. Бывший вице-премьер Борис Колесников так официально и не отчитался по итогам Евро-2012. До сих пор он не любит общаться с журналистами по этому поводу. Будет ли нечто подобное и в этот раз?
Догнали и перегнали
Накануне финала Лиги чемпионов предполагалось, что Киев примет 20-25 тыс. болельщиков/туристов, 90% которых воспользуются воздушными воротами Киева - аэропортами "Борисполь" и "Киев" им. Сикорского ("Жуляны").
- Борисполь - 77 чартерных рейсов.
- 8300 испанцев и 6700 англичан.
- Плюс к ним 1 тыс. – гости УЕФА.
- 5 тыс. спонсоры УЕФА.
- ВИПы – около 500 чел. – порядка 60 рейсов на собственных самолетах.
Всего набиралось около 20 тыс. человек.
Еще порядка 5 тыс. человек приходилось на "Жуляны". Т.е. цифра в 25 тыс. человек выглядела вполне реалистично, тем более она подтверждалась УЕФА с точки зрения продажи билетов и заявок от фан-организаций.
Накануне финала начались вполне ожидаемые "вбросы" со стороны северных соседей, что "матчи не состоятся", "террористы ИГИЛ угрожают", "болельщики не приедут и массово сдают билеты из-за высоких цен на гостиницы и другие услуги в Украине". Они повлияли на поток туристов, но, по данным организаторов, процент отказников был менее 1%, да и то эти билеты сразу же раскупались другими желающими.
Оправдались ли эти планы? Тут разброс мнений. Пограничники дают одну статистику, аэропорты и другие организации – совсем другую. По данным Госпогранслужбы, на финал приехало не 20-25 тыс. человек, а 50 тыс. и более. К данным аэропортов пограничники добавили еще наземные погранпереходы с Польшей. Якобы часть фанов добиралась в Киев из Ливерпуля автобусами. Честно говоря, в это верится с трудом, но можно допустить, что часть фанов английской команды живут в Центральной Европе и решили поехать в Киев не авиатранспортом, а автобусом. Такая же история могла произойти с испанскими фанами.
"Борисполь" признал, что принял 71 чартер вместо 77 (31 борт с 6400 испанских болельщиков + 40 "ливерпульцев" на 8800 пассажиров). Как видно, по общему количеству фанов статистика та же, только "перевернутая". Планировалось, наоборот, испанцев больше, англичан - меньше. Но это можно списать на неразбериху в статистических органах. С VIP-рейсами получился перебор - вместо ранее заявленных 60-ти – в Борисполе приняли более 70.
Cухой остаток: за сутки 26 мая "Борисполем" было обслужено 52,5 тыс. человек. Для понимания, в среднем аэропорт в сутки обслуживает 30-32 тыс. человек. В "Жулянах" признали около 3500 фанов. Сколько еще было "неопознанных" на регулярных рейсах сказать трудно. Получается, что, как ни крути, но футбольный праздник принес дополнительную прибыль аэропортам.
Баланс не сходится
Осталось теперь эту прибыль подсчитать. А с этим как раз проблемы. Если брать с государственной точки зрения, то аэропорт "Борисполь" планировал заработать на фанах 15-20 млн грн на обслуживании дополнительных чартеров, хендлинг и другие сопутствующие услуги. При этом аэропорт добровольно отказался от заправки части самолетов, т.к. топливо-заправочные компании физически не справлялись с таким наплывом бортов.
Два больших Боинг 747 "Джамбо" вынуждены были улететь в Таллинн для отстоя, т.к. им не хватило места. Аэропорт также ограничил объемы обслуживания болельщиков так называемыми не авиационными услугами – те же кафе/рестораны/дьюти фри и т.п. (в некоторых аэропортах Европы на этом "делают кассу"). Тем не менее, по итогам мероприятия в аэропорту посчитали прибыль в 31,5 млн грн.
В "Жулянах" свои прибыли не разглашают. К этому стоит добавить доходы Киевской горадминистрации за предоставление общественного транспорта для перевозки болельщиков. Тут наши чиновники смогли обмануть администрацию УЕФА – накануне заявлялось, что под перевозку выделят 220 автобусов, по итогам отчитались, что работало всего 170. За это бюджет получил 100 тыс. евро.
Но все эти цифры меркнут на фоне сумм, которые пришлось вложить в модернизацию инфраструктуры Киева. По самым скромным оценкам проект обошелся в 1 млрд гривен прямых инвестиций. Сколько косвенных – вопрос открытый. Конечно, инфраструктуру нужно развивать. Но канализование до сих пор (в 21 веке) не канализованных домов в Киеве, строительство детсадов и школ и новых развязок - это тоже инфраструктура. И перед городскими властями всегда стоит вопрос, на что деньги тратим: на обновление герба Киева на Северном мосту или на строительство очистных сооружений для киевских озёр. Поэтому и большие спортивные события имеет смысл проводить, если они приносят в казну копейку, а не опустошают её.
Получается, заработали аэропорты несколько десятков миллионов гривен, получил 100 тыс. евро Киев за общественный транспорт, несколько грантов на рекламу и… перспективы принять очередной "праздник жизни" когда-то в будущем. Конечно, фаны оставили какое-то количество миллионов в наших кафе/ресторанах/гостиницах. Каким то образом эти деньги отразятся в госбюджете. Но Евро-2012, "Евровиденье", финал Лиги Чемпионов – все эти мероприятия проводятся без четкой стратегии выйти на положительный экономический эффект для государственной и городской казны. Или наших бюрократов больше заботит освоение бюджетов, чем их наполнение?