1. Низкая и стабильная инфляция
В прошлом году Национальный банк стабильно придерживался политики инфляционного таргетирования, запущенного с 2016 года. С января по май учетную ставку удалось снизить с 14% до 12.5%. Но уже в июле-сентябре инфляция ускорилась. Риски задержки официального финансирования, превышение расходов, предусмотренных Госбюджетом-2018 - эти и другие факторы вынудили в октябре (впервые за два года) ужесточить монетарную политику. НБУ трижды повысил учетную ставку - до 16% годовых. Впрочем, цель по инфляции выполнить не удалось, вместо ожидаемых 8% ± 2 п. п., в годовом измерении она составила 13.7%.
Основная цель регулятора – это низкая и стабильная инфляция, позволяющая в перспективе формировать сбережения и инвестиции. На языке цифр это выглядит так:
- снижение инфляции до 5% годовых (+/- 1 п. п.) в 2020 году;
- инфляционные ожидания на уровне 5-7% годовых на перспективу 3-5 лет.
Средство достижение - более жесткая монетарная политика.
2. Прозрачная и эффективная банковская система
Судя по данным НБУ, в 2017 году банковский сектор демонстрировал положительную динамику. Количество убыточных банков за прошлый год сократилось с 33 до 18. Операционный доход увеличился на 10%. Однако из-за значительных объемов отчислений в резервы, банковский сектор завершил год с убытком в 24.4 млрд грн. В основном за счет четырех крупных банков, в частности, Приватбанка и двух банков с государственным российским капиталом.
Вместе с тем отмечается и рост доверия к банковской системе. В пользу этого говорит увеличение объема депозитов (на 13%, в 2016 на 10.7%) и активизация кредитования (число гривневых кредитов выросло на 13.1%)
Для решения проблемы прозрачности и эффективности банковской системы, предлагается сконцентрировать внимание на следующих действиях:
- повысить эффективность надзора за банками, соответствующего директивам ЕС;
- улучшить стандарты корпоративного управления, в том числе в государственных банках;
- развить инфраструктуру финансового сектора. В частности, создать надежный механизм противодействия сетевым атакам;
- оптимизировать отчетность участников рынка, в частности, перейти на стандарты FINREP / COREP и единственный цифровой стандарт отчетности;
Все это в идеале даст следующий результат:
- Сокращение числа государственных банков.
- Отсутствие непредсказуемых банкротств банков.
- Приведение показателей ликвидности и капитала банков в соответствие с требованиями Basel III и Евродиректив.
3. Возобновление кредитования
На сегодняшний день согласно НБУ доля неработающих кредитов (NPL) превышает 50% общего кредитного портфеля. Попытки избавиться от балласта в лице «проблемных кредитов» регулятор в первую очередь осуществляет в правовом поле. Так, например, недавно был принят закон о Кредитном реестре. В разработке находятся другие законопроекты, в центре внимания которых:
- защита прав кредиторов;
- создание инфраструктуры управления проблемными кредитами с привлечением специализированных компаний.
План действий также включает:
- Развитие рынка продажи проблемных кредитов
- Расширение возможностей по получению информации о потенциальном клиенте, в том числе с кредитного реестра
- Создание института финансового омбудсмена – структуры, которая бы оперативно рассматривала споры между потребителями и финансовыми учреждениями.
Критерии достижения результата:
- Вдвое уменьшается количество просроченных кредитов
- Отношение кредитного портфеля банков (остаток задолженности по всем выданным банком кредитам) к ВВП превышает 50%.
- докапитализация рынков небанковских финучреждений;
- прозрачное развитие рынка небанковских финуслуг;
- упрощение доступа локальных и международных инвесторов на украинский рынок.
План действий включает:
- Определение модели функционирования регуляторов финсектора (проект «SPLIT»)
- Нормирование деятельности небанковских учреждений, в том числе поставщиков инновационных финансовых сервисов
- Разработка схемы защиты потребителей небанковских финуслуг (например, кредитные союзы, финансовые компании, ломбарды)
- Перестройка инфраструктуры фондового рынка. В том числе, централизация депозитарной функции и открытия международным депозитарием ценных бумаг счета в Депозитарии НБУ.
5. Либерализация валютного регулирования
В прошлом году НБУ, пользуясь некоторыми благоприятными условиями на рынке, периодически вносил коррективы в валютные правила. Так, политика «либерализации», проводимая в 2017 году, позволила украинцам:
- без ограничений снимать с банковских счетов средства как в гривне, так и в валюте;
- покупать наличную валюту на сумму до 150 тысяч гривен в день;
- инвестировать за рубеж до 50 тысяч долларов в год по упрощенной процедуре, путем получения электронных индивидуальных лицензий;
- снизить для бизнеса требование обязательной продажи валютной выручки до 50%, а срок расчетов по операциям экспорта- импорта товаров продлить до 180 дней ;
- предоставить иностранным инвесторам возможность репатриировать дивиденды (вернуть в страну пребывания инвестора) за все прошедшие годы (в пределах установленных лимитов с целью поддержания финансовой стабильности).
Согласно Программе, на пути дальнейшей либерализации стоит архаичный Декрет Кабмина о системе валютного регулирования и валютного контроля от 1993 года. Смысл последнего, как отмечается, сводится к лозунгу «запрещено все, что прямо не разрешено законом». Нацбанк, в свою очередь, разработал альтернативу – Закон «О валюте», который предлагает прямо противоположное - свободу проведения валютных операций по принципу «разрешено все, что прямо не запрещено законом.
Действия по либерализации имеют свои временные рамки. Так, Закон планируют принять в 2018 году, полностью перейти к либеральной модели валютного регулирования – до 2020 года. А вот усиление международной инвестиционной привлекательности поставлен на бессрочный режим
Все это в идеале должно привести к :
- отмене антикризисных валютных ограничений (вводятся только для преодоления или предотвращения кризиса и на короткий срок);
- разрешению инвестировать за границу без получения индивидуальных лицензий;
- отмене административного давления на банки и их клиентов;
- устранению лишнего валютного контроля за мелкими операциями;
- ослаблению санкции за нарушение валютного регулирования;
- упрощению доступа иностранных инвесторов к украинскому рынку капитала, в частности, к рынку государственного долга.
В цифровом выражении успешная валютная либерализация будет выглядеть так:
- Соотношение иностранных инвестиций к ВВП превышает 8%.
- Украина войдёт в первую двадцатку стран по Investment Freedom Index (Индекс экономической свободы).
6. Доступность финансовых услуг
Говоря про доступность, НБУ, в первую очередь, имеет в виду переход на безналичные виды расчета. План действий включает в себя:
- Перевод транзакций в электронные каналы: развитие direct debit, е-money (выпускает НБУ), платежей с использованием устройств мобильной связи;
- Распространение среди населения информации о преимуществах и прогрессивных видах безналичных расчетов;
- Удаленная идентификация клиентов финуслуг
- Заключение договоров в безбумажной форме, в частности, с использованием электронной цифровой подписи.
- Уровень наличности в экономике не превышает 9,5% (М0 / ВВП)
- Рост уровня пользования банковскими продуктами и возврат средств в банковскую систему
- Внедрена модель дистанционного идентификации граждан на базе ЭЦП и системы BankID
Критерии достижения результата:
- Доля пользователей банковских / финансовых сервисов не меньше чем 65% населения в возрастной группе от 14 лет;
- Введена автоматизация администрирования социальных платежей;
- Доля розничных безналичных расчетов с использованием электронных платежных средств и дистанционных каналов обслуживания составляет не менее 55% от всех расчетов.
Верховная Рада планирует рассматривать вопрос об отставке Валерии Гонтаревой и назначении нового руководителя НБУ на следующей неделе.