ГоловнаЕкономікаДержава

Банки, МВФ і зростання української економіки. Чого очікувати у 2018 році

2017-й год принес Украине много экономических сложностей и политических потрясений. Год сложный, но и назвать его однозначно провальным нельзя. С одной стороны, «пробуксовка» сотрудничества с МВФ, всплеск инфляции и девальвации под конец года, провал с антикоррупционным судом и отсутствие реального прогресса в пенсионной реформе, очередная отсрочка «на потом» создания рынка земли. С другой стороны, Украина вышла на положительный (хоть и очень незначительный) тренд роста ВВП, банковская система демонстрирует сигналы оздоровления, потребление активизировалось, Украина успешно вернулась на международные рынки капитала. Посмотрим на итоги прошлого года пристально, чтобы сделаеть прогнозы на год 2018-й.

Фото: Владислав Мусиенко

Общая макроэкономическая картина

2017-й не был успешным для украинского промышленного производства, говорит статистика. Продолжение военного конфликта на Донбассе, политическая дестабилизация, отсутствие реальной модернизации и диверсификации ключевых сегментов экспортного производства, отсутствие доступа к длинному и недорогому инвестиционному капиталу, высокий уровень коррупции не позволили реальному сектору нарастить промышленное производство в уходящем году.

За период январь-ноябрь 2017 (по сравнению с аналогичным периодом в 2016 г.) промышленное производство находиться на негативной отметке в -0.1%. За тот-же самый период, розничная торговля показала рост в +8.0%. Индекс выполненных строительных работ достиг динамики в +22.5%. Таким образом, ключевыми двигателями украинской экономики в 2017 г. стали розничный товарооборот/торговля и жилое строительство. Динамика роста экспорта за период январь-октябрь 2017 по сравнению с 2016 составила +20.9%, в то время как динамика роста импорта составила +27.4% за тот-же период.

МВФ прогнозирует, что Украина продемонстрирует рост ВВП на уровне 2.04% за 2017-й год и 3.2% за 2018-й год.

Потребление домашних хозяйств, расходы правительства и инвестиции стали ключевыми элементами роста, с доминирующей долей именно потребления домашних хозяйств. К сожалению, необходимо констатировать, что экспорт не играет положительной роли в росте ВВП Украины (что подтверждают фундаментальные факторы). Подобная динамика и макроэкономические перекосы не дадут украинской экономике долгосрочной стабильности и здорового роста. Без активизации реального сектора, роста экспорта и создания новых рабочих мест украинская экономика обречена на стагнацию.

Активизация инфляции и сезонная девальвация под конец 2017 г. обусловлены несколькими важными факторами:

  1. Спекулятивные атаки на национальную валюту и перекос межбанка по отношению к наличному рынку.
  2. «Перенос» очередного транша МВФ на 2018 г.
  3. Рост Индекса потребительских цен до 14.5% за период январь-ноябрь 2017 по отношению к аналогичному периоду в 2016 г.
  4. Расчеты с бюджетными контрагентами в конце года.
  5. Временный рост остатков на корсчетах в банковской системе.
  6. Активизация импортеров в то время, как экспортеры решили «придержать» валютные поступления.

Текущая инфляционная динамика, вероятно, сохранится и в 2018 г., с возможной корректировкой до 11-13%.

Банковская система

Уходящий год стал Рубиконом для банковского сектора Украины. Вывод проблемных банков с рынка продолжился умеренным темпом. Система вышла на прибыль и положительный показатель ROE в 0.21% (рентабельность капитала). Процесс докапитализации банковских учреждений снизил ключевые системные риски.

Норматив Н2 (адекватность капитала) укрепился до 15.03% на 01.11.2017, уровень конца 2014 г. По сравнению с окончанием 2016 г., это существенное улучшение на 2.34 процентных пункта. При этом, нормативы Н8 и Н9 (нормативы кредитного риска) продолжают снижаться, что свидетельствует о реальном начале оздоровления системы (Постановление НБУ №351 существенно дисциплинировало кредитные политики банковских учреждений). В 2017 г., наблюдалось небольшое оживление кредитования (в основном – потребительское). За первые 10 месяцев 2017 г., валовые кредиты физическим лицам в национальной валюте выросли на 20 млрд грн, что представляет собой рост на 29.4% по сравнению с 2016 г.

Банковская система проявляет больший интерес к розничному кредитованию, чем к корпоративному. Объяснение данной тенденции очень простое – розничное кредитование является более доходным (эффективная ставка по подобным потребительским кредитам превышает 40%) и более удобным в «митигировании» (от mitigation - смягчение) рисков.

Конечно, о системном возрождении говорить ещё пока рано. По данным НБУ приведенным в последнем Отчете о финансовой стабильности, неработающие ипотечные кредиты в иностранной валюте продолжают занимать более половины всех розничных кредитов в системе. Украина остается позади всей Европы по проникновению кредитования в домашних хозяйствах.

Государственная доля в банковском секторе является очень существенной, превышая 50%. К сожалению, доля государства в валовом портфеле NPL (просроченных кредитов) по банковской системе также является очень существенной (вернее – катастрофичной), особенно с национализацией Приватбанка, где 98% всего корпоративного портфеля было зарезервировано. Очень интересное наблюдение недавно сделал известный финансовый аналитик Виталий Шапран, который отметил тот факт, что 77% всех NPL в системе принадлежит украинским госбанкам и российским госбанкам (на сумму примерно 450 млрд грн).

Вопрос развития государственных банков стоит очень остро. Реальной стратегии так и не было предложено.

Токсический портфель NPL таких учреждений как Укрэксимбанк и Приватбанк требует постоянной докапитализации, при том, что непрофильные бизнеса продолжают генерировать убытки. Если государственный Ощадбанк осуществил прорыв в определении своей бизнес модели и своего позиционирования на рынке, то Укрэксимбанк, Приватбанк и Укргазбанк пока таким достижением похвастаться явно не могут.

Фото: Макс Требухов

Сотрудничество с МВФ как ключевой фактор влияния

В 2015 г. МВФ одобрил программу EFF для Украины на сумму 17.5 миллиардов долларов США. Ввиду ряда факторов и промедления в проведении определенных структурных реформ, Украина получила доступ всего к 8.7 миллиардов долларов США (сумма, разбитая на четыре транша). Были ожидания, что Украина получит очередной транш до конца 2017 г., но этим ожиданиям не суждено было сбыться, так как «домашнее задание» выполнено не было. В своем последнем Отчете о финансовой стабильности, НБУ высказал обеспокоенность сбоем в сотрудничестве правительства и МВФ. НБУ ожидает, что Украина получит еще 3.5 миллиарда долларов США по программе EFF. Ключевым риском в пробуксовке сотрудничества с МВФ, НБУ называет скорую необходимость осуществления выплат по внешним обязательствам на сумму 20 миллиардов долларов США в период 2018-2020. Также, нависает необходимость осуществления выплат по долгам государственных предприятий на общую сумму в 5 млрд дол. США. При этом международные резервы НБУ на конец ноября 2017 г. составляли 18.9 миллиардов долларов США.

Дальнейшая пробуксовка в сотрудничестве с МВФ может привести к катастрофическим последствиям. Во-первых, украинская экономика и государственные финансы не выдержат ожидаемого долгового давления в период 2018-2020 без внешней помощи. Сбой в сотрудничестве с МВФ приведет к остановке совместных проектов и макрофинансирования с другими международными финансовыми организациями (МФО). Во-вторых, приватные и институционные инвесторы могут отвернуться от Украины в случае остановки сотрудничества с МВФ (это касается «западных» игроков). В-третьих, срыв программы EFF может закончиться плачевно для внутренней экономической стабильности, так как международных резервов НБУ не хватит для поддержания суверенной платежеспособности или для финансирования дорогостоящих государственных программ (параллельно, в таком негативном сценарии, спекулятивные атаки на национальную валюту приведут к стремительной активизации инфляции и девальвации). Альтернативы сотрудничества с МВФ и проведения структурных реформ попросту нет и быть не может в данной ситуации.

Фото: НБУ

Прогнозы

Базовый сценарий на 2018 г.: следующий год будет проходить в рамках сложных политических колебаний и тяжелых структурных метаморфозах. Скорее всего, здравый смысл восторжествует, и Украина сможет получить еще два транша в рамках программы EFF на сумму 3.5 миллиарда долларов США благодаря выполнению требований МВФ нынешним правительством. Это позволит избежать худшего сценария. В таком раскладе, нас ожидает умеренный рост инфляции на уровне 11-13% в 2018 г. и умеренная девальвация национальной валюты до 30.50 за 1 доллар США к концу следующего года. Розничная торговля останется основным драйвером экономики.

Можно предположить, что индекс розничной торговли покажет рост на уровне 10% в следующем году. Потребление домашних хозяйств останется ключевым компонентом украинского ВВП, которое покажет темп роста на уровне 3.1-3.3%. Кредитование продолжит возобновляться, но основными «драйверами» будут розничное потребительское кредитование и краткосрочные корпоративные кредитные продукты: овердрафт и факторинг. Импорт продолжит преобладать над экспортом, но без кошмарных перекосов. Относительно высокие мировые цены на сырье позволят украинскому экспорту выживать. Ныне образующийся строительный «пузырь» не лопнет в 2018 г. Вероятность сценария: 75%

Негативный сценарий на 2018 г.: в следующем году «пробуксовка» в сотрудничестве с МВФ усугубится, Украина получит максимум один транш на сумму 1.0-1.5 миллиарда долларов США. Торможение в антикоррупционном направлении нарушит сотрудничество с ключевыми западными партнерами и замедлит темп макрофинансовой помощи. Параллельно затруднится выход на внешние рынки капитала. Также может наблюдаться снижение мировых цен на сырье и взрыв строительного «пузыря» на жилищном рынке Украины. При таком раскладе, ускорится и инфляция, и девальвация. Национальная валюта в таком негативном сценарии просядет до 34.00-35.50 грн. за 1 доллар США. В этом сценарии рост ВВП не превысит 2.0% и начнется реальная стагнация. Вероятность сценария: 25%

Фото: Макс Требухов

Заключения и рекомендации

  • 1. Реформы необходимо проводить. Если кто-то считает, что Украина сможет вернуться на внешние рынки капитала без реформ и без поддержки таких МФО как МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и ЕИБ, то это очень большая ошибка. Институционные инвесторы и даже многие спекулятивные инвесторы внимательно следят за ситуацией в нашей стране. Сбой в судебной реформе или остановка борьбы с коррупцией будут рассматриваться как ключевые пробоины в системе. Внешний инвестор не будет вкладывать финансовые средства в страну, где системно нарушаются права кредиторов и инвесторов, где частный бизнес подвергается постоянному притеснению.
  • 2. Альтернативы сотрудничества с МВФ нет. Украинская экономика и финансовая система не выдержат срыва такого сотрудничества. Программа МВФ - это не только стабилизация с помощью денежных траншей, это положительный сигнал международному сообществу и стратегическим партнерам. Более того, ожидаемое долговое давление в 2018-2020 станет неподъемным без внешней помощи МВФ и «западных» партнеров.
  • 3. Государству необходимо заканчивать свой «роман с популизмом» на всех уровнях. Сейчас необходимы конкретные действия со стороны правительства и государственного аппарата в стимулировании экономического роста. Повышение минимальной зарплаты, раздача «подачек» и выплата пенсий наперед сами по себе ни к чему хорошему не приведут. Во-первых, необходимо взглянуть на предложения Профессора Рэя в рамках «Современной теории денег» и подвести правительство к мысли, что в сложный экономический момент государство должно становится «работодателем последней инстанции», также как центральный банк становится «кредитором последней инстанции» в банковский кризис. Правительственные затраты должны стимулировать экономический рост, а не инфляцию. Необходимы комплексные инфраструктурные проекты и программы, которые способны задействовать население и смежные бизнесы: строительство дорог и магистралей, проекты по укреплению энергетической независимости, модернизация коммуникаций, развитие портов и аэропортов, и тд. При этом, государственные банковские учреждения могут использоваться как механизм финансового вливания и контроля. Государство также должно начать создавать технопарки и промышленные зоны со всеми необходимыми доработками и инфраструктурой. Будут рабочие места, будет инфраструктурное развитие, будут инвестиции, и тогда будут налоговые поступления и экономический рост. Чтобы запустить весь цикл экономического роста и движения денег, государству придётся потратиться.
  • 4. Вопрос с государственными банками стоит ребром. Госбанки переживают identity crisis и не могут определиться со своими бизнес-моделями. Доля государства в банковском секторе слишком велика. Необходимо провести реорганизацию госбанков по принципу «профильных и непрофильных бизнесов». Непрофильные бизнесы необходимо продать или закрыть с минимальными потерями. Зарезервированные безнадежные кредиты надо начинать списывать и фиксировать убытки. Там, где есть надежа что-то вернуть, надо идти в суды и тесно работать с правоохранителями. Часть NPL-портфеля можно продать специализированным компаниям по управлению активами, которые будут «отрабатывать» проблемные кредитные портфели. Необходимо будет создать несколько таких компаний, но понимая тот факт, что corporate governance и правильная финансовая мотивация будут играть ключевые роли в эффективности работы этих компаний. Бесконечно докапитализация госбанков продолжаться не может.
  • 5. Сейчас как никогда нужен внутренний рынок капитала. Государству необходимо приложить усилия для создания качественного внутреннего долгового рынка и фондового рынка, эффективной системы клиринга и расчетов (по принципу европейского Euroclear) и провести масштабную автоматизацию и модернизацию Национального депозитария. Без широкого внутреннего рынка капитала банковский сектор не сможет быть «кровеносной системой», которая необходима каждой растущей экономики. Масштабировать долгосрочные проекты и привлекать длинный ресурс в реальный сектор экономики без развитого рынка капитала попросту невозможно.
Єгор ПерелигінЄгор Перелигін, перший заступник голови правління «Альпарі Банку»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram