Проект был направлен на развитие связей ЕС с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Беларусью, Арменией, Молдовой, Грузией и Азербайджаном. Многими он ошибочно воспринимался как перевалочный пункт на пути в ЕС. Но спустя восемь лет после выдвижения министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским идеи Восточного партнерства его преемник Витольд Ващиковский назовет концепцию "неправильной". "Она создавала иллюзию, но не создавала перспективы членства", - пояснял Ващиковский.
Но Украина, кажется, не теряет веры в этот проект.
"Украина инициирует обсуждение вопроса создания единого экономического пространства со странами Восточного партнерства (Украина, Грузия, Молдова, Беларусь, Армения и Азербайджан)", - заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин в июле 2016 года. Переговоры и консультации по данному вопросу запланированы на сентябрь.
Первая реакция стран-участниц
Все страны Восточного партнерства являются или (как в случае с Грузией) являлись членами СНГ, основной элемент которого - соглашение о зоне свободной торговли. Поэтому не исключено, что многим из них будет интересно создание единого экономического пространства. Но без помощи извне таких доноров, как ЕС или США, единое экономическое пространство Восточного партнерства станет мертворожденной идеей, считает член "Экономического дискуссионного клуба" Руслан Осипенко (бывший директор Департамента торгового сотрудничества Минэкономразвития Украины, сейчас - исполнительный директор "Китайской торговой ассоциации").
"По большому счету участники Восточного партнерства являются получателями помощи, поэтому, если идею и можно будет реализовать, то с помощью страны-лидера. На фоне нынешней обстановки в мире можем только предполагать, какая реакция последует на инициативу создания единого экономического пространства. Например, с Беларуси сняли санкции, в Армении неоднозначное отношение к России, растет недоверие, поскольку та продает оружие Азербайджану. Поэтому вероятность того, что они поддержат инициативу, пока не стоит отменять", - говорит Осипенко.
Эксперт Белорусского экономического центра BEROC Катерина Борнукова считает, что даже мотивация со стороны ЕС не сможет сильно повлиять на власти Беларуси.
"Беларусь остается единственной страной Восточного партнерства, которая никогда не декларировала намерений вступать в ЕС или подписывать договор об ассоциации. Конкретно Беларуси может быть интереснее развитие двухсторонних отношений с Украиной, как с важнейшим торговым партнером, без вступлений в другие союзы", - считает Борнукова.
Подводные камни
Страны Восточного партнерства по-разному относятся к идее свободной торговли. Беларусь и Азербайджан, например, не являются членами Всемирной торговой организации (Они входят в список стран, правительства которых пока только наблюдают за работой организации, и обязаны начать переговоры о вступлении в ВТО не позже, чем через пять лет, после получения статуса наблюдателя. Однако и сами переговоры могут затянуться на годы. Например, Беларусь ведет переговоры с 1993 года, Азербайджан - с 1997 года).
В непростых отношениях состоят страны-участницы Восточного партнерства Армения и Азербайджан. В конце концов, Беларусь и Армения являются членами Таможенного и Евразийского экономических союзов, что, скорее всего, исключает возможность подписания нового соглашения о свободной торговле стран Восточного партнерства.
"Для Беларуси камнем преткновения может стать позиция России. Вход в любые другие экономические объединения может вызвать негативную реакцию с российской стороны. Поэтому переговоры вряд ли будут проходить гладко", - отмечает Борнукова.
Все вышеперечисленное, вероятно, приведет к тому, что переговоры примут систематический и безрезультатный характер.
"Это будут переговоры ради переговоров. Украина должна сама продемонстрировать жизнеспособность, а потом выступать с инициативой создания нового соглашения", - считает Руслан Осипенко.
Мнение о том, что создание единого экономического пространства стран Восточного партнерства - это плохая идея, поддерживает и Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Атлантического совета (США). Вместо этого эксперт советует Украине направить усилия на присоединение к организации свободной торговли CEFTA. На данный момент в организации состоят семь членов: Албания, Босния и Герцеговина, Временная миссия ООН в Косово, Македония, Молдова, Черногория и Сербия (красный цвет на карте ниже). Главной целью последних является членство в ЕС, а CEFTA призвана как развить торговлю между странами-участницами, так и подготовить их к вступлению в ЕС, что, по мнению Андерса Аслунда, наиболее выгодный вариант для Украины.
"Очевидно, что министр иностранных дел Климкин надеется показать Украину как лидера в группе (ЕЭП). Это в любом случае из-за ее размера, но предложение такого рода уменьшит положение Украины. Никакие переговоры о мертворожденной идее не могут быть плодотворными. Лучшее, на что мы можем надеяться - это на то, что министр Климкин просто забудет об этом странном наитии", - подытоживает Андерс Аслунд.