ГлавнаяЭкономикаГосударство

Константин Ликарчук: "Они пытаются возродить схемы Курченко"

37-летний юрист Константин Ликарчук продержался в должности замглавы Государственной фискальной службы (ГФС) около четырех месяцев — с 5 мая по 7 сентября. За это время он из реального руководителя таможни превратился в номинального руководителя санатория в оккупированном Крыму — всех остальных полномочий его лишили. А в понедельник стало известно об увольнении Ликарчука с формулировкой "за нарушение присяги госслужащего". Как раз в тот момент, когда в Кабмине принималось это решение, журналисты LB.ua беседовали с опальным чиновником.

Фото: Макс Требухов

Еще месяц назад вы обладали всеми полномочиями на таможне, а сегодня у вас в подчинении только санаторий "Днепр" в захваченном россиянами Крыму. Что случилось?

Я никогда не обладал всеми полномочиями. Я обладал очень урезанными полномочиями. После назначения у меня было примерно 50% полномочий на таможне. И связано это было с тем, что в постановлении Кабмина о положении ГФС было определено, что такое государственное таможенное дело и были определены некоторые кадровые полномочия заместителя ГФС по ведению этого государственного таможенного дела.

У меня никогда не было права единолично назначать или увольнять людей. О контроле работы сотрудников вообще никакой речи не было. И все мои полномочия касались начальников таможен и начальников таможенных постов, но они не касались департамента центрального аппарата. Это все регулировалось внутренними инструкциями ГФС, которые, в принципе, можно было изменить.

Поэтому можно сказать, что по таможне у меня было около 50% полномочий, но все равно мне удавалось реализовать ряд моментов.

Возможно, в первые месяцы работы. Но после того, как вас лишили возможности принимать кадровые решения в начале августа, что вы могли изменить? Оставалось только критиковать вашего начальника, главу ГФС Романа Насирова?

Я максимально активизировал общественный аспект своей деятельности. Встречался со многими людьми. Анализировал, что происходит в таможенной системе. Информация о том, что происходит, ко мне поступала. Неформальные рычаги еще оставались, потому что часть людей прислушивалась к моей позиции.

А какие таможни прислушивались к вашему мнению?

Я не буду их называть — не хочу, чтобы людей преследовали.

(В это время журналисту на телефон пришла sms, что Ликарчук уволен. Сам он реагирует на эту новость довольно сдержанно, говорит, что узнал об этом накануне интервью из соцсети Facebook).

Вас предупредили заранее об этом решении?

Нет.

Глава ГФС говорил о каких-то коррупционных деяниях с вашей стороны. Как вы думаете, в чем конкретно вас подозревают?

Я не знаю. Более того, насколько я знаю, сегодня он уже об этом не говорил. Меня обвиняли в каких-то других вещах. А что он говорил о коррупции, я не знаю. Потому что никаких служебных расследований на этот счет, насколько мне известно, не проводилось.

Единственное, что звучало — история с "Лексусами", на которых передвигались и вы, и Насиров.

От "Лексуса" я отказался после поездки в Ровно, после того, как попал в ДТП. Я решил, что это знак, и больше этого "Лексуса" не видел.

А на чем вы сейчас ездите?

На собственном автомобиле.

У вас в декларации за 2014 год три автомобиля.

На "Ауди".

(Речь идет об автомобиле "Ауди" А8 2011 года выпуска).

По декларации, вы ее купили за 720 тыс. гривен?

Так и есть. Не помню, по какому курсу. Тогда это было то ли 70, то ли 75 тысяч долларов США.

(В украинских интернет-магазинах "Ауди" А8 2011 года предлагают за 50-70 тыс. долларов США, цена колеблется в зависимости от состояния автомобиля).

(Снова звонок, прерываем беседу. Звонящий говорит Константину Ликарчуку слова поддержки).

Фото: Макс Требухов

Просто удивительно, что вас уволили. Михаил Саакашвили лично поддерживал вашу позицию, Юрий Луценко поддерживал ваши идеи по поводу выравнивания таможенных тарифов. Даже Порошенко, мне показалось, поддержал вас в Одессе.

По поводу того, что меня уволили... Мне кажется, я для них даже без полномочий представляю достаточно большую проблему.

Благодаря моей публичной риторике удалось добиться двух важных публичных обещаний. Первое: объявлен конкурс на Одесской таможне, чего не делалось два месяца. Документы для этого я подготовил еще в конце июня, и только после того, как мы вместе с Саакашвили устроили реальный скандал, конкурс объявили. И второе — это публичное обещание премьер-министра убрать разницу между тарифами по растамаживанию. Я думаю, что это уже достижение.

Вы будете оспаривать свое увольнение? Возможно, уйдете на больничный — есть же такие приемы.

Я не планирую оспаривать свое увольнение с точки зрения возвращения в должность. Но я посмотрю, какая там формулировка увольнения. И если там какая-то глупая формулировка из серии "за порушення присяги" (позже стало известно, что так и сформулировали, - ред.), то тогда я буду судиться, чтобы убрали эту формулировку.

По вашей версии, вы разоблачили какие-то негативные вещи в таможне и в Фискальной службе в целом, и вас из-за этого уволили. Вы как-то будете бороться дальше, в каком-то другом статусе, может быть?

Бороться дальше или нет — этот вопрос я бы ставил высшему руководству страны. Я на своем месте все, что мог, сделал максимально. Откровенно скажу, что совесть моя чиста.

Вы уже решили, куда дальше пойдете? В юридическую сферу или в политику?

Очевидно, что в юридическую сферу. Политикой я не буду заниматься, мне это неинтересно.

Возможно, вам поступали уже какие-то предложения насчет политики?

Не было никаких предложений и, еще раз хочу сказать, что по крайней мере на данный момент мне это неинтересно.

(Снова звонок. Телеканал 112 просил Константина Ликарчука прокомментировать свое увольнение в прямом эфире. Этот комментарий можно услышать по ссылке).

Фото: Макс Требухов

Кто сейчас де-факто руководит таможней? Роман Насиров или его внештатный советник Геннадий Романенко (бывший глава Киевской региональной таможни во время президентства Виктора Януковича)?

У меня сложилось впечатление, что советник Романенко имеет некоторые неформальные полномочия по части таможни.

И вы считаете, что за Романенко стоит Игорь Калетник (бывший руководитель таможни при "раннем Януковиче")?

Я считаю, что за Романенко стоят многие люди, в том числе и Калетник.

То есть это такой неформальный канал влияния на таможню, через которую бизнесмены решают свои проблемы, обходят закон?

Я думаю, да.

Я в принципе считаю, что наделение подобными полномочиями внештатных советников уже являются признаками коррупции. Потому что внештатный советник — он не на государственной службе, не несет ответственность как государственный служащий. И при этом что-то там советует. Фактически у Романенко полномочия организационно-распорядительные. В том числе в вопросах кадров, в принципиально важных вопросах. Как говорил товарищ Сталин, кадры решают все. Если не все, то многое. Потому наделять внештатных советников подобными полномочиями — уже признак коррупции, по моему мнению.

И с какой целью происходит это "внедрение" на таможне?

Это мы можем видеть по первой неделе сентября, когда резко упали поступления в бюджет. Как раз в этот момент они начали активно осуществлять, как бы сказать, все свои программы. Исключительно коррупционные моменты, связанные на зарабатывании на финансовых потоках, которые есть на таможне.

Какие таможни уже попали в эту сеть, на ваш взгляд?

Я думаю... (молчание). Процентов 70 попали.

Одесская еще не попала из-за отсутствия руководителя?

Одесская... я думаю, что уже достаточно сильно попала.

Фото: Макс Требухов

О каких суммах, которые идут мимо бюджета, может идти речь?

Есть разные оценки. 20-30% - это консервативные оценки. Хотя это можеть быть и 50% от общих поступлений в бюджет. Грубо говоря, это может быть и 3 млрд гривен, а может быть и 9 млрд гривен в месяц.

Каким образом это происходит? Занижается таможенная стоимость товара и затем идут откаты?

Нет, дело не в занижении таможенной стоимости. Дело в том, что существует возможность осуществлять таможенную очистку товаров по разным тарифам на разных таможнях. Например, 20 августа у нас была потрясающая ситуация, когда бензопилы завезли через Одессу — абсолютно одинаковые. Одни поехали на растаможку в Киевскую область, а другие — в Черкассы. И в Черкассах они растаможились в три раза дороже, чем в Киевской области.

Таких случаев много, возможно, не таких ярких.

Другой пример - "белый" импортер, который по прямым договорам в течение длительного времени осуществлял поставки бытовой техники. И тут вдруг в конце августа непонятно почему, он начинает поставлять не бытовую технику, а бумажную ленту. Для любого человека, который разбирается в бизнесе, совершенно очевидно, что здесь что-то не так. Потому что зачем им бумажная лента, если у них другая специализация, другие каналы сбыта.

А вы сообщали об этих фактах в контролирующие органы?

27 августа, если не ошибаюсь, Михаил Саакашвили подал заявление о совершении преступления. Я жду, когда будет ответ на его обращение. Со мной пока никто не связывался. Как только со мной свяжутся, я всю информацию и все документы передам. А так писать бесконечное количество сообщений о преступлении, если они не реагируют даже на Саакашвили... Ну это контрпродуктивно.

Какие еще могут быть схемы на таможне?

Я вам назвал то, что можно по документам проследить. Но есть еще схемы, которые по документам проследить невозможно или очень сложно. Как, например, через западную границу идет товар "бусами" (грузовыми микроавтобусами, - ред.). По моей информации, за последние две недели пошел целый поток этих "бусов". Это черный кэш, который можно посчитать, только если свериться с данными на той стороне границы. По статистике 60-70% этих "бусов" — это будет контрабанда. Умножаем эти 60-70% на 250-350 евро — взятку, которую платит каждый "бус", и получаем количество черного кэша, который там образовался.

А что касается Энергетической таможни?

Это вообще отдельный разговор. Сейчас у них новая идея — де-факто ликвидировать Энергетическую таможню. Оставить ей мониторинговые функции. А само растамаживание товара перевести на таможню. Я точно знаю, что они пытаются возродить схемы Курченко в том или ином виде. Потому что ко мне приходили некие субъекты, которые предлагали возродить схемы Курченко. И мы с Энергетической таможней вместе не дали им ходу. Но там деньги большие, поэтому они попытаются это сделать.

Фото: Макс Требухов

Схемы Курченко — это вы имеете ввиду схемы, подобные схеме "Ливела" или схеме "Бизон" как в 90-е? Когда совместные предприятия имели налоговые льготы на импорт и затем через суды отбивались от налогов?

Нет-нет, это прерванный транзит нефтепродуктов. Это подмена кодов. Это импорт бензина под видом смесей разных. Игра на разнице в акцизах. Вот это схемы Курченко.

Вот это они будут пытаться возродить. Потому что гораздо проще договориться с конкретным начальником таможенного поста, чем с Энергетической таможней. А ситуация такая, что несколько подобных поставок могут обрушить рынок нефтепродуктов. То, что планировалось, это полный...

Так кто стоит за Насировым, по-вашему?

Все подобные вещи лежат на поверхности. Ничего тайного нет, никакие это не секреты. Посмотрите, в чьей управленческой вертикали он находится. И ответ будет очевиден.

Я так понимаю, что ГФС подчиняется Минфину, то есть Яресько.

А в чьем подчинении Яресько?

Арсения Яценюка. Но все же, Наталья Яресько — это такая позитивная история в нашем правительстве. Не верится, что она каким-то образом замешана.

А в чем позитив от Яресько?

Ну как же. Вот хотя бы соглашение с кредиторами.

Я бы не хотел это комментировать. Думаю, и без меня найдутся люди, которые это соглашение прокомментируют.

Минфин не пытался вас как-то помирить с Насировым? Вызвать "на ковер", провести очную ставку?

Нет, этого не было. Они приняли, как мне кажется, решение, что мы в ГФС должны разобраться сами. Это позиция не Яресько, это позиция Макеевой, насколько я знаю. Что я должен каким-то образом договориться с Насировым. А я договариваться с Насировым не имею никакого желания. Потому что все эти договоренности носят в том или ином виде коррупционный момент.

Вы делали довольно громкие заявления, вам не угрожали после этого?

Нет.

Но вы писали на фейсбуке "я не боюсь". Есть чего бояться?

Ну конечно, а как вы думаете? Конечно, есть чего бояться. Ну если не бояться, то опасаться. Я, естественно, как любой человек в здравом уме, их немного опасаюсь.

(Снова звонок, на этот раз телеканал NewsOne).

Вы критикуете методы своего начальника. А что вы предлагаете? Какой должна быть таможня по-вашему?

Таможня должна быть отделена от налоговой. Она должна входить в департамент, продчиненный напрямую Минфину. И она должна выполнять три основные функции:

  • функцию безопасности границ, чего требует от нас ЕС;
  • функцию либерализации и благоприятствованию международной торговле;
  • и только в третью очередь — фискальную функцию.

До тех пор, пока у нас фискальная функция будет превалировать, бизнес не будет воспринимать таможню позитивно.

Фото: Макс Требухов

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, редактор економічного відділу LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter