ГоловнаЕкономікаБізнес

"Автогражданка" по-европейски

В Украине начала действовать упрощенная система оформления ДТП для получения страховки – европротокол. LB.ua разбирался как он работает и работает ли вообще.

"Автогражданка" по-европейски
Фото: avto-bazar.com.ua

Что это такое?

Европротокол - это простая система получения страховки ОСАГО (страхование ответственности водителя, "автогражданка"). В теории эта страховка обязательная. Хотя некоторые автомобилисты хитрили и покупали страховые полисы с коротким сроком действия, лишь бы пройти техосмотр. Эта относительно недорогая страховка (дешевле 1000 грн на год) поможет вам расплатиться с пострадавшим, если вы виноваты в ДТП. До 19 сентября даже легкие ДТП без жертв оформлялись очень долго. Стороны ждали ГАИ, страховых агентов, а затем долго и нудно добивались выплат.

Но с 19 сентября в Украине ввели европротокол, который процедуру выплаты упростит и ускорит. Упрощение заключается в том, что при отсутствии признаков у обоих водителей алкогольного или наркотического опьянения, травмированных людей и сумма ущерба от ДТП незначительна – до 10 тыс. грн (около $1250), можно оформить ДТП самостоятельно и разъехаться.

Подводные камни

Но и это еще не все условия. Сам страховой полис должен быть выдан после 18 сентября, когда ввели упрощение, говорит член правового комитета Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) Александр Нагорный. (Организация МТСБУ следит за работой обязательной страховки ОСАГО и гарантирует выплаты, даже если ваша страховая обанкротилась).

То есть оформить ДТП по-европейски владельцы старых страховок пока не смогут.К тому же европротокол получат покупатели страховок ОСАГО первого типа. По этой страховке полис прикрепляется именно к автомобилю, независимо от количества водителей. К слову, этот тип "автогражданки" и самый дорогой. Вот к такой страховке и будет прилагаться европротокол.Кроме того, для того чтобы использовать европротокол в случае, если в ДТП попало больше двух автомобилей, водители должны составить протоколы попарно, друг с другом. Новичку сходу заполнить эти бумаги без ошибок будет непросто.

Фото: Макс Левин

Если же все эти условия не будут выполнены, водителям придется по старинке вызывать ГАИ. Напомним, что размер страховой выплаты по европротоколу не может превышать 10 тысяч гривен, то есть существует риск неправильно оценить ущерб и потерять деньги. То есть если реально вы пострадали на 15 тысяч, то все равно страховая выплатит 10. Ну и еще один подводный камень. Это наличие другой, не обязательной страховки КАСКО. Эта страховка бережет не ответственность водителя, а сам автомобиль. Ее заставляют покупать, если вы берете машину в кредит. А сегодня более половины авто покупают за счет банковских ссуд.Если один из участников ДТП купил кроме страховки ОСАГО еще и страховку КАСКО, и хочет ей воспользоваться, то ему придется вызвать ГАИ. "Вызов сотрудников ГАИ для оформления ДТП будет просто необходим, так как согласно договору КАСКО необходимо предоставлять справку ГАИ о ДТП для получения страховой выплаты", - говорит главный юрисконсульт страхового общества "Ильичевское" Татьяна Компанец.

Позитивы

Надо сказать и о плюсах нововведения. Во-первых, оно ускорит выплату возмещения ущерба. Ведь попавшим в ДТП не нужно будет ждать решения суда, считает Андрей Нечас, ведущий специалист отдела рассмотрения страховых дел департамента урегулирования убытков акционерной страховой компании "ИНГО Украина". Суды завалены работой и подчас тянут с решениями по ДТП.Большая часть аварий – простые столкновения без травм. В МТСБУ считают, что через европротокол может быть урегулировано 80-87% всех дорожно-транспортных происшествий в стране. Кстати, МТСБУ собирается постепенно увеличивать суммы выплат по европротоколу. В 2011-2012 годах будут выплаты в размере 10 тысяч гривен, в 2013 году - 15 тысяч, в 2014 – уже 20 тысяч, а в 2015 году – все 25 тысяч гривен.

Добавим, что без привлечения ГАИ к оформлению ДТП виновному водителю не придется платить штраф за нарушение правил дорожного движения.

В конце концов изменятся и отношения между страховщиками и клиентами, говорит президент МТСБУ Владимир Романишин. По европротоколу все документы, необходимые для выплаты страховки, будет собирать страховая компания, а не водитель.

Переходный период

Выходит, что европротокол в полную силу заработает только в 2013 году, когда все украинские автомобилисты будут иметь полис "автогражданки" нового образца. Плюс водителям придется учиться правильно заполнять документы.

"Если водители будут самостоятельно составлять европротокол, то не избежать ошибок, что может повлечь за собой отказ в выплате страхового возмещения", - констатирует Татьяна Компанец.

По ее мнению, выходом из такой ситуации могла бы быть практика привлечения к составлению европротокола аварийного комиссара страховщика. Учить водителя заполнять протокол никто не будет.

"Водителей в Украине достаточно много, и провести для всех какие либо тренинги и пояснения ни одна страховая компания не в силах", - констатирует заместитель главы совета Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов.

Придется развивать в себе и умение оценивать ущерб "на глазок". 18-летний водитель, получив права, вряд ли сможет адекватно оценить стоимость ремонта. К тому же виновник ДТП скорее всего попытается занизить сумму ущерба, чтобы не ждать ГАИ и не судиться.

Євген РогановЄвген Роганов, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram