Урок первый. Практически все инвесторы, рассчитывавшие получить из «Нафтогаза» деньги, ориентировались на заявление Юлии Тимошенко 10 июля 2009 года: «Следующий транш МВФ составляет $3,3 млрд. Из этих денег абсолютно точно $1,9 млрд. будет направлено на погашение очередных, наступающих по графику внешних долгов Украины, что полностью убирает все риски относительно расчетов по внешним долгам». Премьер сказала неправду. Инвесторы, у которых память длиннее, чем у отечественных избирателей, это запомнили. Эта институциональная память заявила о себе требованием повышенной премии за риск и «железного» правового обеспечения, которыми и стали государственные гарантии выплаты в 2014 году.
Урок второй. Да, у инвесторов фактически не было выбора - ведь «Нафтогаз» все равно платить не собирался. Но что такие эти «госгарантии»? Даже при ближайшем рассмотрении (а инвесторы «Нафтогаза» после случившегося, уверен, будут рассматривать условия реструктуризации более чем тщательно) эти «госгарантии» не более чем фикция. И дело здесь даже не в том, что никто ни в Украине, ни за рубежом не берется предсказать, кто будет властью в нашей стране в 2014 году и где в это время окажутся Тимошенко, Диденко и Уманский, «выписавшие» «госгарантии». Все дело в том, что юридически их может давать только полноценный министр финансов, отнюдь не и.о министра финансов Игорь Уманский.
Возможность международного скандала очень высока. Осознав, что так называемые «государственные гарантии» - фикция, кредиторы вполне логично могут прийти к выводу, что, когда придет время платить, им скажут: ввиду того, что «гарантии» подписывал не полноценный министр финансов, а и.о., забудьте о них. «Нафтогаз» должен молиться, чтобы кредиторы, согласившиеся на реструктуризацию, просто не поняли, что им всучили, говоря словами Игоря Коломойского, «тухлую собственность». Иначе им ничего не мешает назвать полученные «госгарантии» тем, с чем они могут работать в судах у себя на родине, вплоть до Международного арбитража в Стокгольме, - некими документами, в которых просматриваются признаки мошенничества.
Олегу Дубине удалось убедить кредиторов в способности "Нафтогаза" платить по счетам
Фото: PHL
Урок третий. Я допускаю, что в 2014 году, при существующей в нашей стране правовой культуре, вернее - правовом бескультурье, многим украинским избирателям может даже понравиться, как правительство «кинуло» доверчивых западных инвесторов. В том, естественно, случае, если денег опять не заплатят. Хотя, как я уже говорил, у инвесторов фактически не было выбора. Но фокус в том, что украинские избиратели-то заплатят, и заплатят намного больше, чем если бы деньги отдали в 2009 году.
Ведь условием реструктуризации евробондов «Нафтогаза» стали изменение процентной ставки по всем действующим кредитам от нерезидентов и пролонгация срока их погашения на 5 лет, начиная от даты реструктуризации. Держатели евробондов заработают больше. Сколько? 20 октября 2009 года Сергей Тигипко заявил о дополнительных $700 млн. прибыли с наших с вами налогов. Цифра действительно получается примерно такая. Крупнейшие держатели - Credit Suisse и Deutsche Bank - заработают на Украине $0,5 млрд. Всего же украинские налогоплательщики выплатят в ближайшие 5 лет только по этим обязательствам почти $670 млн.
Кредиторам обеспечили беспрецедентно высокую доходность - тем более в условиях мирового финансового кризиса. И еще. Наибольшую выгоду от изменения условий кредитования среди банков-нерезидентов получит Credit Suisse (до $31,46 млн. в год).
В сентябре 2009-го Credit Suisse был привлечен НАК «Нафтогаз Украины» в качестве консультанта по реструктуризации, наряду с компанией Square Capital, кипрским оффшором, которому также надо заплатить несколько десятков миллионов долларов за «консультации». К слову, кто стоит за этой компанией?
К тому же, правительство использует «Нафтогаз» фактически как «дойную корову» для бюджета. Налоговые выплаты «Нафтогаза» с начала 2009 года составили 29 млрд. грн, что превышает 30% от валового дохода компании. Забирая налогами у «Нафтогаза» оборотный капитал, Кабмин «расплачивается» эмиссионными дотациями в форме кредитов госбанков или пополнения его уставного фонда, которые в дальнейшем также вымываются в бюджет.
Когда доживем до октября 2014 года, может оказаться, что одномоментность предъявления к погашению «Нафтогазом» всех долговых обязательств - а это около $1,6 млрд. с учетом стоимости еврооблигаций - вызовет необходимость реструктуризации долгов на, возможно, еще более жестких для Украины условиях. Выгодных инвесторам, невыгодных Украине. Замкнутая цепь долгов?
Урок четвертый. Украинские политики привыкли жить, руководствуясь правилом «После нас - хоть потоп». А кому это правило не нравится, предлагаю другое: «После нас - хоть трава не расти». Понятно, что говорить с ними о долгах, которые платят из наших налогов, говорить перед выборами, когда все подчинено интересам кампании-2010, - это все равно что спорить с жокеем перед финальным забегом на ипподроме о качестве травы.