ГоловнаЕкономікаБізнес

Уже дефолт или «евробондитизм» «Нафтогаза»

Я уже писал о возможном дефолте «Нафтогаза Украины» и о некоторых его последствиях. Как я и прогнозировал, у «Нафтогаза» проблемы, и даже больше чем проблемы.

Уже дефолт или «евробондитизм» «Нафтогаза»
Фото: rbc.ua

Итак, 30-го сентября 2009 года, то есть в ближайшую среду, компания «Нафтогаз Украины», на 100% принадлежащая украинскому государству, должна выплатить 500 млн. долларов держателям пятилетних ценных бумаг (еврооблигаций), выпущенных 30-го сентября 2004 года.

Главный вопрос последних месяцев по этой теме: получат ли кредиторы «Нафтогаза» деньги, на которые они были вправе рассчитывать? Ответ отрицательный. 

А ведь кредиторы до последнего могли надеяться получить свои деньги. Было с чего платить: из денег МВФ. Действительно, прямым предназначением 1,9 млрд. долларов из 3,3 млрд. долларов третьего транша МВФ, полученного Украиной 5 августа 2009 года, было погашение внешней задолженности, в том числе и еврооблигаций «Нафтогаза Украины».

Могли кредиторы ориентироваться и на заявления высших должностных лиц Украины. Как, спрашивается, не верить словам руководителя правительства? Юлия Тимошенко 10-го июля 2009 года заявила, процитирую дословно: «Транш составляет 3,3 млрд. долларов. Из этих денег абсолютно точно 1,9 млрд. долл. будет направлено на погашение очередных, которые наступают по графику, внешних долгов Украины, что полностью убирает все риски относительно расчетов по внешним долгам». Именно из этих 1,9 миллиардов Кабмин должен был заплатить 500 миллионов по еврооблигациям «Нафтогаза» - остальные 1,4 миллиарда планировалось пустить на погашение государственных суверенных еврооблигаций Украины (две эмиссии - на 500 миллионов долларов и 768 миллионов швейцарских франков) и «Укрэксимбанка» (250 миллионов долларов).

Благодушный настрой кредиторов длился до 22-го июля 2009 года. В этот день Кабинет министров Украины опубликовал на своем интернет сайте постановление № 764, в котором он поручил Минфину и «Нафтогазу» принять меры по реструктуризации обязательств Нафтогаза по внешним заимствованиям. 29 июля исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский заявил, что закон Украины о госбюджете определяет "возможность пересмотра условий сотрудничества с кредиторами, которые имели отношение с "Нафтогазом" по состоянию на 1 января текущего года".

21-го сентября 2009 года первый заместитель председателя "Нафтогаза" Игорь Диденко в интервью газете «Коммерсант-Украина» внятно заявил: «Во-первых, на сегодняшний день мы исходим из того, что нам не надо будет привлекать деньги для досрочного погашения обязательств. Во-вторых, у нас их нет». Это заявляет заместитель председателя «Нафтогаза» за 9 дней по даты погашения еврооблигаций». Я уверен, что подчиненные И.Диденко обязаны эту фразу выучить на всех основных языках, чтобы иметь возможность ее озвучить любому собеседнику за рубежом без переводчика. 23-го сентября 2009 года министр топлива и энергетики Юрий Продан на пресс конференции подчеркнул: «Мы вкладываемся во все сроки, будет достигнута договоренность. Никакого дефолта не будет» Ну как можно западному инвестору не поверить министру ТЭК с такой филологически интригующей фамилией?

И.Диденко говорит - «денег нет», Ю.Продан, что «дефолта не будет». Инвесторы растеряны и в размышлениях о «загадочной славянской душе». Финал-апофеоз: правительство Украины поручило «Нафтогазу» реструктурировать этот долг до 20-го октября 2009 года - иными словами не платить в срок.

Прежде чем рассказать, к чему может привести и неминуемо приведет нежелание государства Украина в целом и компании «Нафтогаз» в частности платить по долгам точно и в срок - несколько слов об этом конкретном выпуске еврооблигаций.

Итак, пять лет назад, 30-го сентября 2004 года «Нафтогаз» при посредничестве ABN AMRO Bank N.V выпустил еврооблигации на сумму 500 млн. долларов. Купили их инвесторы Великобритании (44% выпуска), США (17%), Швейцарии (12%), Германии и Австрии (по 6%), других европейских стран - 6%, а также азиатских стран (9%).

25 сентября Ю.Тимошенко заявила, что «правительству сегодня приходится рассчитываться за заимствование НАК "Нафтогаза", сделанное при предыдущем правительстве». Этим она поставила под сомнение обоснованность действий должностных лиц правительства В.Януковича 2004 года. Стоило ли тогдашнему «Нафтогазу» под руководством Юрия Бойко - нынешнего министра ТЭК в теневом правительстве Виктора Януковича - брать в сентябре 2004г. эти 500 млн. долларов взаймы у иностранных инвесторов?

Ответ утвердительный. За счет тогдашнего размещения еврооблигаций «Нафтогаз» погасил привлеченный в апреле 2004г. кредит ABN AMRO Bank N.V. на сумму 200 млн.долларов. Часть средств от размещения еврооблигаций была направлена на погашение кредитов украинским банкам на сумму в 35 млн.долларов и на закупку газа в объеме около 4 млрд. куб м. Иными словами за вычетом выплаченного банкам, «Нафтогаз» заплатил лишь 265 млн. долларов за 4 млрд. кубометров газа. В пересчете на тысячу кубометров было заплачено соответственно 66 долларов.

Сравним это с нынешними ценами на газ и задумаемся. Сколько мы платили и сколько платим за коммунальные услуги при прежнем «антинародном режиме» и «нынешнем демократическом»?

Купон (процент) в размере 8,125% годовых по ценным бумагам «Нафтогаза» образца 2004 года также оправдан и отвечает среднерыночной ставке по кредитам в том году. Величина процента по выданным кредитам в первую очередь зависит от рейтинга эмитента (заемщика), который устанавливается независимым международным рейтинговым агентством таким как «Fitch» или «Moodys». Именно благодаря тогдашнему своему высокому рейтингу «Нафтогаз» и получил в 2004 году 500 млн. долларов под 8,125% годовых.

События дальше, надеюсь, читатель помнит хорошо: триумф добра над злом, «антинародный режим» пал, стояние на Майдане - «залог профессионализма и порядочности». В результате «оранжевой революции» к руководству «Нафтогазом» приходят топ-менеджеры указанного цвета.

И вот - конец сентября 2009г. Время платить западным инвесторам по еврооблигациям. Денег кредиторы не увидят, их ждут переговоры до 20-го октября, для того, чтобы уполномоченные правительства Ю.Тимошенко и держатели ценных бумаг пришли к соглашению.

С одной стороны - затея в принципе разумная. Если в госбюджете Украины и «Нафтогаза» в отдельности нет денег для выплаты кредиторам, значит надо дискутировать с ними об отсрочке выплаты. Так, как это уже сделали другие украинские эмитенты. К примеру, «Альфа Банк Украина» реструктурировал три выпуска своих еврооблигаций на $1,045 млрд. долларов. Этот банк - внимание, принципиальный момент - ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ДО ПОГАШЕНИЯ - одного из выпусков еврооблигаций, предложил кредиторам обменять их бумаги на новые. Эти новые еврооблигации банк обязуется погасить в 2012 году. Дополнительный плюс - повышение процента (купона) с 9,25-9,75% до 13%. Инвесторы получили также возможность досрочного погашения стоимости своих бумаг на сумму 15-27% от номинала. На остающуюся сумму банк готов выдать им новые еврооблигации с купоном 13% и погашением в 2012 году.

Теперь сравним логику поведения «Альфа Банк Украины» с логикой отношения к кредиторам со стороны «Нафтогаза». 24-го сентября 2009 года - внимание, принципиальный момент - ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ ДО ПОГАШЕНИЯ - «Нафтогаз» сделал держателям еврооблигаций «чрезвычайно привлекательное» предложение (иронически говоря, разъясняю для не обладающих чувством юмора), а именно:

- платить в срок не будем ни цента (сравним с предложением «Альфа Банка Украина», по которому держатели получили 15-27% деньгами);

- купон увеличен с 8,125% только до 9,5% (по сравнению с 13% у «Альфа Банка Украина»);

- новой дата погашения вместо 2009 года будет 2014 год (!!!) (в случае с «Альфа Банком Украина» - 2012 год);

- инвесторы, которые до 8-го октября 2009 года не примут предложение «Нафтогаза», будут оштрафованы в размере 5% от номинала каждой еврооблигации - при обмене на новые бумаги. При номинале в $100.000 инвеcторов «штрафанут» на $5.000 в расчете на каждую еврооблигацию;

- новые облигации «выдадут» под государственную гарантию. Юридически под вопросом, насколько вообще не министр, а исполняющий обязанности министра финансов имеет полномочия подписывать подобную гарантию;

- 19-го октября в Лондоне запланировано собрание держателей еврооблигаций «Нафтогаза». Там будут голосовать предложение о компании о реструктуризации, и если более 75% держателей согласятся, то еврооблигации будут реструктурированы.

Сможет ли «Нафтогаз» собрать под свои «суперпривлекательные условия» эти 75%?

Лучше всего об актуальном риске дефолта «Нафтогаза» скажет самое авторитетное в мире рейтинговое агенство «Fitch», чьи слова для любого западного инвестора так же весомы, как слова Папы римского для католиков. Цитирую информацию с официального сайта этого агенства: «Fitch Ratings-Лондон/Москва-23 сентября 2009г. Сегодня Fitch Ratings понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте НАК Нафтогаз Украины (далее - "Нафтогаз") с уровня "СС" до "С". Понижение рейтингов отражает недавние заявления Нафтогаза и правительства Украины относительно их готовности реструктурировать весь долг компании в иностранной валюте. В настоящее время Fitch считает маловероятным, что еврооблигации будут погашены в срок (30 сентября 2009 г.), и, если выплаты не будут произведены, агентство осуществит дальнейшее понижение РДЭ (рейтинг дефолта эмитента) Нафтогаза до уровня "RD" (ограниченный дефолт)».

Как говорится «La commedia finita». 30-го сентября 2009 года. спустя 4 года после победы сил добра над силами зла, крупнейшая украинская компания и монополист транзита российского газа окажется в состоянии «Restricted Default» согласно классификации рейтингового агентства «Fitch Ratings».

Какие последствия для государства Украина и для нас с вами будет иметь эта ситуация?

Во-первых: мировые финансовые рынки никогда и ничего не забывают. Все западные инвесторы (институциональные и частные) обязательно припомнят обещания конкретных украинских политиков. Той же Ю.Тимошенко ее слова 10-го июля 2009 года: «1,9 млрд. долл. будет направлено на погашение внешних долгов Украины, что полностью убирает все риски относительно расчетов по внешним долгам». Припомнят «Нафтогазу» или любой другой государственной украинской компании «хамское» в прямом смысле этого слова поведение по отношению к держателям еврооблигаций. Если они в будущем и дадут «Нафтогазу» денег взаймы, то под процент, который будет включать в себя повышенную премию за риск и под железное обеспечение (например, под залог системы газопроводов).

В условиях кризиса все страны и компании мира находятся в состоянии жесткой конкуренции за привлечение средств инвесторов. Украина в этой гонке будет гарантированно в конце списка. Как говорится в немецкой пословице в переводе на русский: «собаки кусают последнего». Я надеюсь, что в случае с «Нафтогазом» этой условной «собакой» не будет российский «Газпром».

Во-вторых: отсутствие у «Нафтогаза» денег вообще и для выплаты по внешним заимствованиям в частности может привести к полному банкротству компании «Нафтогаз» и отказу по выплате этой компании своих долгов перед «Ощадбанком». 20-го марта 2009г согласно информации агентства УНИАН глава правления ОАО «Ощадбанк» Анатолий Гулей заявил: «18 млрд. грн. - наш портфель проти них ("Нафтогаз"- В.П.) на сьогодні».

Если «Нафтогаз» объявит себя банкротом, за ним последует и «Ощадбанк». Уверен, не сложно представить, чем это чревато для миллионов вкладчиков этого банка и их сбережений. Но здесь включается в силу политический фактор. Вряд ли Ю.Тимошенко позволит накануне выборов публично объявить о банкротстве что «Нафтогаза», что «Ощадбанка».

В-третьих: в случае отказа 75% держателей еврооблигаций согласиться с условиями реструктуризации «Нафтогаз» эта компания из статуса «Restricted Default» перейдет в статус «Default». Это означает, что инвесторы подадут иски в зарубежные суды.

Чем может завершиться эта процедура? Арестом госимущества Украины за рубежом, распродажей всего имущества «Нафтогаза» (не ГТС, существующую под отдельным законом). Хочу напомнить, что долг «Нафтогаза» в 500 млн. долларов является необеспеченным. Иными словами, залогом служат не конкретные контракты или объекты, а все балансовое имущество «Нафтогаза».

В данный момент большой тайной является структура держателей еврооблигаций. Большинство облигаций оформлено на оффшорные компании, которые скрывают своих бенефициарных владельцев. Ими могут быть кто угодно - в том числе, структуры, близкие к «Газпрому». Контролируя всего лишь чуть больше 25% еврооблигаций «Нафтогаза», «Газпром» может заблокировать реструктуризацию, заставить «Нафтогаз» выплатить все 500 млн.долларов или, оставаясь «незасвеченным» за оффшорными компаниями, инициировать судебный процесс в Стокгольмском арбитражном суде, потребовать в обеспечении иска ареста имущества Украины за рубежом. Простор для фантазии юристов - просто неограниченный.

Чем все это закончится? Увидим 19-го октября после собрания держателей еврооблигаций в Лондоне.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram