В конце прошлого года в сознании бюрократов укрепилась одна навязчива идея – покончить с импортом раз и навсегда. В борьбе за позитивное сальдо экспортно-импортных операций чиновники готовы были на любые средства. Президент Виктор Ющенко укорял украинцев за то, что они только в прошлом году на покупку иномарок потратили более $7 млрд. Парламентарии, игнорируя требования Всемирной торговой организации, реанимировали заградительные пошлины на импорт, а таможня начала тормозить его на границе.
Импорт действительно разросся до неприличных размеров. За прошлый год украинцы потратили на покупку товаров из-за рубежа $85,53 млрд. На экспорт товаров из страны ушло на $18,5 млрд. меньше. Перекос экономики в сторону импортных товаров можно было исправить либо увеличением экспорта, но это потребовало бы колоссальных усилий и инвестиций в промышленности, либо запретом импорта. Власти выбрали более легкий путь – последний и начали рапортовать о грядущем улучшении сальдо внешней торговли, демонстрируя видимость работы.
Инфографика: Левый Берег
Бороться с иностранными товарами, прикрываясь заботой об украинском производителе, стало модно. Только никто из борцов не вспоминал, что несколько лет кредитного благополучия страна жила за счет импорта, покупая за границей все – даже дешевые деньги. Когда же украинская промышленность умерла, власти решили, что импорт – это вред, забыв, что уже он, а не украинские заводы, наполовину наполняет бюджет.
По данным Минфина, налоги и таможенные платежи на заграничную продукцию составили 91,4 млрд. грн при общем фонде госбюджета прошлого года в 185,9 млрд. Для сравнения: только НДС на ввезенные товары составил 79,4 млрд. грн, тогда как на отечественные – 10,6 млрд.
И что же, в этом году власти рассчитывают на национальные компании и увеличение производительности труда украинского рабочего? Ничуть. Импорт должен принести в казну немногим более 100 млрд. из 239,215 млрд. грн доходов бюджета-2009. Только взимание НДС с заграничных товаров должно дать 81,29 млрд. грн притом, что украинские предприятия заплатят только 41,9 млрд. налога на прибыль.
Только стремительная девальвация национальной валюты и падение платежеспособного спроса могут нарушить бюджетные планы. По данным Госкомстата, в январе-июне импорт товаров сократился на 53,4% – до $19,77 млрд. Однако ошибочно было бы полагать, что это позволило украинским предприятиям активизировать свои поставки на внешние рынки. За полгода и экспорт упал на 46,8% по сравнению с январем-июнем 2008-го до $17,33 млрд.
Импорт по-прежнему опережает экспорт украинских товаров на $2,4 млрд. И причина не только в затишье на мировых рынках металлургии и химии – а именно эти отрасли были бюджетообразующими в Украине. У страны нет внутренних резервов, чтобы справиться с кризисом. Ни один из политиков, рьяно борющихся за власть, пока не предложил действенного рецепта по реанимации украинской промышленности и восстановлению платежеспособного внутреннего спроса. Вместо этого миллиарды направляются на поддержку банков и пропадают в их недрах. Именно поэтому по темпам падения промышленного производства Украина является абсолютным «лидером» в СНГ – в первом полугодии оно сократилось на 31,1%.
Украинцы продолжают есть, надевать иностранное и ездить на нем не из принципа и не благодаря качеству импортных товаров – украинского просто нет. По данным Минэкономики, доля импорта на рыбных
полках украинских супермаркетов – 71,3%, на фруктовых – 61,4%, мясных – до 23,5%, овощных – 6%. И даже четверть потребляемого украинцами сахара тоже завозится из-за границы.
Заградительные меры не спасают украинскую промышленность. Введение правительством 13%-ной надбавки к пошлине на импорт автомобилей не привело к увеличению их производства. По данным ассоциации
автопроизводителей «Укравтопром», в июле производство легковых автомобилей снизилось на 14,9% по отношению к июню – до 6,45 тыс. единиц.
Именно с автомобилей началась любовь украинцев к импорту
Фото: Павел Отрощенко
Лоббисты украинского автопрома могут успокоить себя лишь тем, что ввоз иномарок из-за 13%-ной надбавки и вовсе прекратился. Правда, такое спасение украинского автопрома обошлось бюджету слишком дорого. По оценкам главы Гостаможни Анатолия Макаренко, за полгода действия пошлин бюджет потерял около 0,5 млрд. грн. Не так уж и мало, если вспомнить, что в первом полугодии дефицит общего фонда госбюджета составил 14,1 млрд. грн.
Осознают ли чиновники, что совершают глупость, убивая высокими налогами и пошлинами главный источник пополнения бюджета? Нет. Они продолжают убеждать в оздоровлении экономики и рапортовать об улучшении сальдо внешнеторгового баланса.
Дыру в бюджете от недополученных импортных сборов и пошлин всегда можно закрыть, отдав приказ собрать налоги на квартал вперед или требуя завышать таможенную стоимость зарубежных товаров. Именно на эти действия таможни и налоговой чаще всего жалуются импортеры. Противостоять действиям властей продавцы не умеют и не хотят, поэтому просто переносят свои затраты на покупателей, заставляя украинцев расплачиваться из собственного кармана за господдержку крупного бизнеса и непрофессионализм властей.