1
Сергей Лозница в третий раз представит свое игровое кино на Каннском кинофестивале. Его новый фильм поставлен по мотивам повести Федора Достоевского “Кроткая” и поборется за “Золотую пальмовую ветвь”.
А факты таковы: украинский режиссер Сергей Лозница снял фильм, в котором участвовали компании из Франции, Нидерландов, Литвы, России, Германии и Украины. Это серьезная ко-продукция, а еще – самый длинный фильм в конкурсе нынешнего киносмотра: он идет 2 часа 40 минут.
2
2017 год становится годом триумфа Николь Кидман. После успеха сериала “Большая маленькая ложь”, где у Кидман – мощная и едва ли не главнее остальных роль, актриса представит на Круазетт четыре проекта (4!). Два из них – в основном конкурсе: “Убийство священного оленя” Йоргоса Лантимоса и “Обманутый” Софии Копполы (в обоих фильмах, кстати, играет Колин Фаррелл). Еще два – вне конкурса: это второй сезон детективного сериала Джейн Кэмпион “Вершина озера” и научная фантастика “Как разговаривать с девушками на вечеринках” Джеймса Кэмерона Митчелла (Кидман снималась у него в семейной драме “Кроличья нора”).
Может ли Николь получить в этом году “ветку” за актерскую игру? Вполне.
3
Канны обратили свой взор на сериалы: сначала анонсировали отдельный фестиваль, посвященный сериалам, а теперь включили два сериала в программу.
Понятное дело, что на Круазетт не обойдется без третьего сезона “Твин Пикса” Дэвида Линча. Критики уже запасаются терпением, чтобы стоять в гигантских очередях на просмотр первых двух серий на большом экране.
О другом сериале мы говорили выше – Джейн Кэмпион, обладательница “Золотой пальмовой ветви” (единственная женщина-режиссер, у кого есть эта награда, кстати), возвращается в Канны с вторым сезоном “Вершины озера”, где играют Элизабет Мосс и Николь Кидман.
4
Netflix расщедрился и дал Каннам аж два фильма – видимо, чтобы перебить имидж конкурента Amazon как фестивального любимчика (в прошлом году эта компания привезла в Канны новых Джармуша и Вуди Аллена). Оба нетфликсовских фильма попали в основной конкурс (возможно, это и было условием сотрудничества – мы наверняка не знаем, но хочется поспекулировать): “Окча” Пона Джун-Хо (известного по фильму “Сквозь снег”) с Тильдой Суинтон и Джейком Джилленхолом и “История Мейеровица” американского режиссера Ноа Баумбаха, где главную роль сыграл – внимание – Адам Сэндлер.
5
Это может быть год, когда Михаэль Ханеке получит свою третью “Золотую пальмовую ветвь”. Австрийский режиссер приезжает с фильмом с ироничным названием “Хэппи-энд” (ясное дело, что у Ханеке никаких хэппи-эндов быть не может), главную роль в котором играет великая Изабель Юппер. В прошлом году ее обделили “веткой” за роль в фильме “Она” – возможно, в этом году справедливость будет восстановлена.
6
Кто будет Шоном Пенном этого года? “Последнее лицо”, режиссерская работа известного актера, была громким провалом в Каннах в прошлом году. Есть слухи о том, что отборщики тогда взяли этот фильм в конкурс даже не посмотрев полностью.
Как бы то ни было, критики уже делают ставки, кто может претендовать на большой провал в этом году? Линн Рэмси? Мишель Хазанавичус (у него есть “Оскар” за “Артиста”, но в Каннах помнят его неудачный “Поиск”) с байопиком про Жана-Люка Годара под названием “Грозный”? На этот фильм все смотрят с подозрением – главную роль играет Луи Гаррель, актрису Анн Вяземски, с которой у режиссера начинается роман на съемках фильма “Китаянка”, играет Стейси Мартин (которую мы помним по роли в “Нимфоманке”).
7
В основном конкурсе нет ни одного дебюта – сплошь мастера. Зато в “Особом взгляде” их целых семь. Среди них, например, – режиссерский дебют сценариста “Сикарио” Тейлора Шеридана под названием “Ветреная река”. Это криминальная драма (неудивительно) с Элизабет Олсен, Джоном Бернталем и Джереми Реннером.
В этой же программе – три фильма из Восточной Европы, два из которых дебютные: “Теснота” ученика Сокурова Кантемира Балагова (Россия) и “Out” Георгия Кристофа (Словакия, Венгрия, Польша, Латвия). Третий – “Направления” болгарского режиссера Стефана Командарева.
8
Тьерри Фремо похвастался тем, что в программе Канн в 2017 году – 12 фильмов, снятых режиссерами-женщинами. На фоне спорного постера с Клаудией Кардинале, наверное, этот факт кого-то может утешить.
Как бы то ни было: 3 фильма из 18 в основном конкурсе сняты женщинами: София Коппола везет “Обманутого”, Линн Рэмси – “Ты никогда здесь не был”, Наоми Кавасе – “Свет”. В “Особом взгляде” – четыре фильма, снятых женщинами: “Невеста пустыни” Сесилии Атан и Валерии Пивато (дебют), “После войны” Аннариты Замбрано (дебют), “Молодая женщина” Леонор Серрай (дебют) и “Вестерн” Валески Гризбах.
О Джейн Кэмпион мы уже говорили. Аньес Варда представит документальный фильм “Лица. Деревни”, снятый совместно с фотографом JR. Еще один документальный проект представит Ванесса Рэдгрейв – ее фильм “Морская печаль” расскажет о беженцах.
Актриса Кристен Стюарт покажет в Каннах свою короткометражную работу “Идем плавать”.
9
Быть политическим фестивалем – это прерогатива Берлинале и документальных киносмотров, но Канны в этом году не остаются в стороне. Вне конкурса покажут несколько фильмов с отчетливой политической составляющей: сюда можно отнести фильм Рэдгрейв; документальный фильм Бонни Коэна и Джона Шенка “Неудобный сиквел” про Эла Гора и борьбу за сохранение окружающей среды; и даже “Напалм” – фильм 90-летнего французского документалиста Клода Ланцмана про Северную Корею.
10
Впереди планеты всей. Канны – очень амбициозный фестиваль, который не хочет уступать пальму первенства никому из конкурентов. Поэтому фестиваль всячески настаивает на том, что он находится в авангарде художественных поисков – иногда это удается доказать с помощью качественного отбора фильмов, иногда нет. И хоть с показами сериалов Канны немного опоздали, но решили переиграть коллег на другом поле. Буквальное этому свидетельство – показ нового фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту о нелегальных мигрантах, пересекающих границу между Мексикой и США – “Carne y arena”, снятого с использованием технологии виртуальной реальности.
***
70-й Каннский кинофестиваль откроется 17 мая фильмом Арно Деплешена “Призраки Измаила”, где главные роли играют Марион Котийяр и Шарлотта Генсбур.
Жюри в этом году возглавляет Педро Альмодовар. Кто составит ему компанию, пока неизвестно.
Кто вошел в параллельные конкурсные программы – “Двухнедельник режиссеров” и “Неделя критики” – мы узнаем через пару недель.
Украинский P.S. Вчера объявили участников двух короткометражных конкурсов – ни одного украинского фильма там нет. Но даже если и в оставшихся программах наших фильмов не будет, украинским кинематографистам предстоит большая работа на кинорынке: там будет работать национальный павильон, на рынке наверняка пройдет несколько показов (включая показ дебютного полного метра Марины Степанской “Стремглав”), будут фильмы и на Short Film Corner (который, напомним, не является официальной программой Каннского кинофестиваля, а является частью кинорынка; к тому же, за участие в этой секции режиссеры платят деньги).