И как не парадоксально это звучит, именно роль зрителя объединила людей, фактически лишив противоборствующие политические силы своих сторонников. Политические полководцы остались без армий.
Политическое противостояние лишило нашу жизнь равновесия, а значит, и возможности жить в необходимом нам стандарте жизни. Заметьте, стандарте. О жизни в развитии речь даже не идет, потому что в зоне «военных действий» развиваются только политические баталии, регламент которых зачастую выходит за рамки здравого смысла.
У замечательного украинского писателя Андрея Куркова в романе «Любимая песнь космополита» выведен образ генерала, руководящего в бескомпромиссном сражении за «ценности» сразу двумя противоборствующими армиями. Из бункера, возвышающегося над линией фронта. Абсурд? Нет, вечная борьба «за ценности» как способ обустройства своей личной жизни. Чем не украинская политика? И, как результат, имеем абсурдные законы, укрепляющие исключительно «боевой» ресурс, полное отсутствие стабильности, а главное - полное непонимание, как прекратить этот спектакль. Нет, предложений много, только для того, чтобы идея смогла претвориться в жизнь, нужны условия, граничащие с невероятностью. Но мы живем здесь и сейчас.
Более того, мы фактически осознанно дали право распоряжаться своей жизнью, дали право на общественное воспитание своих детей, дали право на заботу о стариках и инвалидах, дали право распоряжаться государственным ресурсом - дали политикам для того, чтобы каждый из нас имел возможность жить в ощущении защиты теми, кто взял у нас это право. Вот тут мы, наверное, и ошиблись. Право то мы отдали, а вот об ответственности спросить забыли.
Вот на благодатной почве этой безответственности и развернулась зона военных действий. И на голову зрителей выливаются помои с «политической кухни», демонстрируя всю ее нечистоплотность. «Политическая элита» так увлеклась этой войной, что даже уже не пытается сохранять свое лицо. А зрители, оправившись от первого ощущения шока от увиденного, пришли к единодушному мнению: все политики одинаковы. И это единодушное мнение может стать основой для того, чтобы зрители стали единомышленниками, не идейными единомышленниками, а фактическими. Единомышленниками, которые захотят изменить свою жизнь.
И первое, с чего следует начать - это установить новую форму жизни власти, в которой будут определены новые условия ее существования, а, следовательно, и ее функциональные обязанности. Новый регламент жизни власти должен стать гарантией того, что общество больше не станет заложником личности, не способной уравновешивать «могу» и «хочу», что суть противоречий будет сводиться к обсуждению способа организации жизни людей, и сами противоречия не будут выходить за рамки аргументированного результата.
И самое главное: политикам нужно поменять их социальный статус, переведя их из «слуг народа» в «специалисты по организации процесса жизнедеятельности государства». А то «элита» в услужении - это как-то не комильфо…. К тому же уровень организаторских способностей можно быстро определить по результату, причем эти способности не зависят от уровня красноречия, который был определяющим долгие годы в выборе претендентов на звание «слуга народа». Акценты не там расставили, определяя критерии выбора.
Ну а пока наша жизнь находится в руках, можно сказать, террористов. Вот только напрашивается вопрос: какая из политических сил возьмет на себя ответственность за этот террористический акт?