Это так называемое КАСКО, то есть страхование автомобиля на случай его повреждения, уничтожения или утраты в результате ДТП, стихийных бедствий, противоправных действий или угона, и обязательное страхование Вашей ответственности как владельца автомобиля (ОСАГО) за тот вред, который вы можете нанести другому автомобилю, если станете виновником ДТП.
Говоря по-простому, в первом случае страхуется Ваш автомобиль, во втором – чужой. Но, задав вопрос некоторым из своих знакомых: «Ты застраховал свой автомобиль?", – Я получаю ответ: «Да, я купил эту обязательную страховку ... Ну, как ее... Ну ту, которую проверяют, когда останавливают ...»То есть, мой знакомый находится в абсолютной уверенности, что его железный конь застрахован. На самом деле, он застраховал чужого коня, а ремонтировать своего ему придется, возможно, за свои деньги.
Застраховать свою ответственность каждый владелец транспортного средства обязан по закону. Соответственно, все условия такого страхования законом и регламентируются. Здесь не получится выбирать сумму возмещения, она ограничивается 50 000,00 грн. (Что, честно говоря, мало, с учетом стоимости машин, которые ездят по улицам наших городов, поэтому настоятельно рекомендовал к обязательному страхованию добавлять еще и добровольное, которое позволит не бояться стукнуть чью-то дорогую машину). Стоимость полиса ОСАГО примерно одинакова у всех страховщиков, в соответствии с установленными законом суммами для всех транспортных средств одного типа, независимо от марки и года выпуска.
Страховать или не страховать КАСКО – это каждый автовладелец решает самостоятельно, как и условия страхования: на какую сумму и от каких рисков страховать свой автомобиль, какой выбрать размер франшизы, на которой СТО ремонтировать подобное. Обычно страховые компании предлагают целый ряд программ страхования КАСКО, с разбегом страховых услуг от минимизированного эконом-варианта до дорогих VIP-программ, которые могут включать техническую и юридическую помощь, предоставление другой машины на время ремонта поврежденного и подобное. Есть даже программы для женщин за рулем.
Кстати, дешевле, чем для мужчин, потому что женщина, если верить статистике, более дисциплинированный и аккуратный водитель. Есть и такие программы, по которым можно оплатить лишь половину надлежащего платежа: если проезжал год безубыточно – считай, что вторая часть платежа сэкономлено, а вот если с машиной что-то случилось – для получения страхового возмещения придется доплатить... Поэтому и стоимость договора КАСКО может быть разной, от четырех процентов от стоимости автомобиля до двенадцати, а стоимость полиса ОСАГО регламентируется законом.
Подытоживая вышесказанное, считаю сам вопрос: «какое страхования лучше и более необходимо: КАСКО или ОСАГО?" некорректным, ибо только комплексное страхование предоставляет полную защиту автовладельцу. Отсутствие любого из двух неизбежно заставит платить при наступлении непредвиденного неприятного события: либо за свой автомобиль, либо чужой.
Развитие автострахования, как и большинство страховых продуктов, зависит от экономической ситуации в стране. В 2011 году оживился рынок продаж новых автомобилей и, соответственно, увеличилось количество заключенных договоров КАСКО. Если темпы роста продаж новых автомобилей не замедлятся в 2012 году – то и количество проданных договоров КАСКО увеличится! Но нам еще очень далеко до развитых стран, где по договорам КАСКО застраховано до 80% всего автопарка.