До этого, дипломат также работал Послом в Узбекистане. Кроме того, в рамках дипломатических миссий Хэрбст побывал в Афганистане, Израиле, России, Саудовской Аравии. Также он занимал должность Директора центра комплексных операций в Университете по национальной безопасности (National Defense University), расположенном в Вашингтоне. Сегодня Джон Хэрбст является директором Dinu Patriciu Eurasian Center в Atlantic Council, одного из наибольших научных центров в D.C. На этой неделе в составе американской делегации, куда входят также несколько высокопоставленных военнослужащих США, дипломат планирует посетить Украину с целью ревизии обороноспособности страны и каким образом США могут помочь в борьбе с российской агрессией.
Примечательно, что эта поездка совпала с первыми слушаниями в Сенате по вооружению США (Armed Services Commitee), запланированными на 13 января. В новом Конгрессе Комитет возглавит Джон Маккейн. В своих резких высказываниях в адрес России, Сенатор неоднократно подчеркивал необходимость предоставления летальной помощи от Штатов для Украины.
Учитывая, что Джон Хэрбст уже не занимает дипломатической должности, интервью получилось максимально откровенным и без лишних купюр.
Скажите, что ожидает Россию и в частности Кремль в 2015 году?
Так или иначе, я думаю, что к концу этого года Путина ждет окончательное поражение в Украине. Уже сейчас мы наблюдаем тяжелые последствия санкций, в первую очередь, для российской экономики. Кроме того, катастрофическим для бюджета является мировое падение цен на энергоресурсы.
Также сама военная кампания дорого обходится для России. Уже ни для кого не секрет, что на востоке Украины сражается регулярная армия, а также наемники из РФ. Среди них также немалые потери, что, в конце концов, может разбудить российское общество.
Но опыт двух военных кампаний в Чечне показывает, что на это особо рассчитывать не стоит. Несмотря на огромные потери российской армии, общество с этим соглашалось.
В Чечне была другая ситуация. Скажем откровенно, к гражданам Чечни у простых россиян было гораздо больше ненависти, чем сегодня к украинцам. После серии взрывов в 1999-м году, каждый чеченец для жителя России представлялся террористом. В свою очередь, россияне считают украинцев такими же славянами и единым народом, даже несмотря на развернувшуюся в СМИ антиукраинскую пропаганду. Поэтому, ситуация с Чечней и Украиной кардинально разнится.
Сегодня уже очевидно, что Путин не в состоянии выиграть войну в Украине. Даже если его армии теоретически и удастся пробить наземный коридор на Крым, они будут не в состоянии удерживать занятую территорию. В том числе, из-за сопротивления среди местного населения.
В контексте применения санкций, насколько США готовы идти на крайние меры по отключению РФ от банковской системы “SWIFT” (международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей – авт.)?
Это вполне возможный сценарий. Более того, он бы мог быть уже реализован, если бы в июле США не убедили своих партнеров из ЕС параллельно применить санкции против России. Таким образом, в Июле 2014 года вышли совместные и очень болезненные санкции, которые задели ключевые сектора производства и экспорта России.
На данный момент, я не вижу крайней необходимости отключать РФ от платежей банковской системы SWIFT. С другой стороны, если, к примеру, Кремль пойдет на эскалацию конфликта, а партнеры из ЕС решат отменить санкции, не исключено, что США предпримут более радикальные шаги уже в одностороннем порядке.
Сегодня часто задают вопрос: в каком случае возможно снятие санкций против России ? Лично для меня ответ очевиден. Это вывод российских войск с территории Донбасса, взятие под полный контроль границы украинской стороной, сложение оружия и прекращение поставок вооружение сепаратистами в восточных областях Украины.
Вы рассматриваете возможность Майдана в России?
Лично я – не сторонник смены режима в Кремле, но стоит подчеркнуть, что если политика Путина создает проблемы в его же окружении, в таком случае, к президенту будет еще больше вопросов. В связи с экономическими трудностями, уже в этом году не исключены массовые протесты на улицах в самой России.
Кстати, как альтернатива протестным движениям, в Кремле решили создать молодежную организацию “Наши” (общественное молодежное движение созданное в 2005 году по инициативе администрации президента РФ – авт.), которой напрямую руководят из Кремля. Но не секрет, что большинство членов организации находятся там не столько по идейным, сколько карьерным убеждениям, а также возможности получить другие привилегии, которые щедро предоставляют власти.
Но в таком случае Вам не кажется, что отступление Путина из Украины будет выглядеть как личное поражение, которое ему не простят сами же россияне?
Не совсем. Во-первых, пока Путин может объявить о своей победе в Крыму и вместе с тем начать отвод российских войск с территории Донбасса. Но для начала Путин должен выполнять хотя бы условия “Минских соглашений” (документ о прекращении огня на Донбассе, подписанный 5 сентября 2014 года представителями трехсторонней контактной группы: ОБСЕ, Украина, РФ, а также представителями самопровозглашенных ДНР/ЛНР- авт.), согласно которым, украинская сторона должна быть допущена к контролю границы. Поэтому, даже сейчас у Путина вполне есть возможность прекратить конфликт, сохранив свое лицо если бы он на самом деле этого захотел. Но пока мы не видим шагов навстречу с российской стороны.
Как Вы сегодня оцениваете экономическую и политическую ситуацию в Украине ? Насколько удалось добиться успехов после смены режима Януковича?
Естественно, Порошенко досталось нелегкое наследие. Главный вызов – это российская агрессия. При этом, помощь от Запада для Украины поступает не в значительной мере. О необходимости предоставления Украине военной помощи я писал еще месяц назад.
Обама предпринимал эффективные шаги в плане применения санкций против Кремля, но оказался нерешительным в вопросах предоставления Украине вооружения США.
Аналогичная пассивность наблюдалась и в странах ЕС. Но, например, канцлер Германии Ангела Меркель за последние несколько месяцев таки осознала угрозу, которое несет вторжение РФ в Украину. И я думаю, что на встрече в Милане, которая состоялась 17 октября, Меркель осознала, что РФ не собирается выполнять обязательтсва по “Минским соглашениям”. Поэтому думаю, что позиция ЕС по отношению к РФ должна быть еще более жесткой.
В свою очередь, Украине сейчас больше всего необходимо сосредоточиться на реформах внутри государства. Поскольку, из того, что нам удалось узнать о бюджете на 2015 год, это весьма посредственный документ. Депутаты от одной группы олигархов голосовали ЗА бюджет-2015, другая группа выступала против. Документ по прежнему требует усовершенствования.
Если реформы правительства будут успешными, тогда Украина может быстро оправиться, даже если российская армия будет оставаться на оккупированном Донбассе. Например, как это было в Грузии.
Будучи Послом США во времена конфликта между премьером и президентом Украины, Вы видите некие сходства между Ющенко и Тимошенко тогда и Яценюком – Порошенко сейчас?
Безусловно, некоторые сходства имеются, но я не думаю, что сегодня ситуация между премьером и президентом настолько сложная, как это было в 2005-2007 годах. Во многом конфликт объяснялся тем, что Юлия Тимошенко не хотела быть “вторым” номером во время и после Оранжевой революции. В свою очередь, Арсений Яценюк намного более склонен идти на уступки и поиски компромисса.
Ожидаете ли Вы каких-нибудь серьезных перемен в связи с избранием в новый Конгресс большинства от Республиканской партии ? И если да, то что изменится?
Я считаю уже большим прогрессом голосование за «Акт поддержки свободы в Украине” (“Ukraine Freedom support act”), который единогласно поддержали в обеих Палатах Конгресса. Не исключено, что в дальнейшем в Конгрессе будут инициированы дополнительные законопроекты с целью поддержки для Украины. Также конгрессмены будут оказывать большее давление на Пентагон и Белый Дом с целью реализации уже проголосованных проектов.
Что нужно сделать украинскому правительству для того, чтобы сблизиться с Западом и в дальнейшем получать больше помощи от США и ЕС?
Единственным на сегодняшний день ключевым пунктом для сближения с Западом и дальнейшего получения помощи являются серьезные и системные реформы в Украине: борьба с коррупцией, социальная и энергетическая сферы, в других отраслях. Опираясь на открытые данные о бюджете на это год, скажу так, что документ мог бы быть более профессиональным. Ведь в большинстве случаев, например, льготы чиновникам никто так и не отменил. Вместе с тем, все бремя налогов ложится на обычных граждан. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию, бюджет мог быть гораздо тщательнее проработан.
Теперь последнее слово за МВФ, где должны принять решение по поводу очередного кредитного транша для Украины. В противном случае, страну ожидает неотвратимый дефолт. На исправление ошибок у украинского правительства осталось всего два-три месяца.