Ежедневно я получаю десятки обращений от людей, чьи родственники были мобилизованы в зону проведения АТО, получили ранения или даже погибли. Я разговаривал с теми, кто уже потерял своих близких. И могу с уверенностью сказать: государство пока не научилось чтить своих героев. Не получается пока обеспечить даже элементарный порядок не только в оформлении документов участникам боевых действий, но даже и при транспортировке погибших.
Разрекламированная рядом чиновников в середине августа Госслужба по вопросам ветеранов и участников АТО (которую сперва вообще хотели возвести в ранг министерства) занимается непонятно чем. По версии представителей Минобороны – протезированием раненых. По словам премьера – соцобеспечением и реабилитацией участников АТО, обеспечением жильем семей, потерявших кормильца. В общем, это похоже на очередную бюрократическую надстройку, от которой толку критически мало.
Примерно так же мало, как и от Уполномоченного по мирному урегулированию конфликта на востоке страны Ирины Геращенко. В сферу ее задач были записаны и мирное урегулирование конфликта в Донецкой и Луганской областях, и достижение гражданского согласия, и «обеспечение безопасности граждан и недопущение посягательств на жизнь и здоровье мирного населения», и пресечение посягательств на суверенитет и территориальную целостность Украины. Однако ее деятельность состоит в основном из заявлений для прессы и констатации фактов по событиям в зоне АТО.
А тем временем острых вопросов вокруг АТО и воинов, участвующих в нем, на самом деле накопилось немало. И если власти не начнут, наконец, их оперативно и эффективно решать, то грош цена такому государству!
На сегодня в Украине фактически отсутствует система социальной защиты солдат, офицеров Вооруженных сил Украины, бойцов добровольческих батальонов и их семей. Нужен опытный специалист, координирующий усилия государственных институций, способный быстро решать поточные задачи и имеющий достаточный юридический опыт.
В условиях фактической войны введение должности Уполномоченного по защите прав мобилизованных и членов их семей позволило бы решить целый комплекс проблем.
Это и определение законности предоставления статуса участника боевых действий, и правовая защита участников АТО и членов их семей. Это организационная и финансовая помощь семьям погибших, раненым бойцам и их семьям. Также речь идет об идентификации и захоронении воинов, погибших во время АТО, решении ряда вопросов, связанных с проведением мобилизационных мероприятий.
Учитывая всю сложность задач, я считаю, что на должность омбудсмена по защите прав мобилизованных и их семей следует назначить опытного правозащитника с безупречной репутацией. Харьковский правозащитник Евгений Захаров является, на мой взгляд, наилучшей кандидатурой.
Именно Евгения Захарова я и рекомендовал назначить Уполномоченным по защите прав мобилизованных и членов их семей в своем открытом обращении, направленном Президенту Украины Петру Порошенко. Хочется верить, что реакция главы государства не заставит себя ждать. Ведь количество пострадавших и требующих помощи среди наших сограждан с каждым днем только возрастает.