Поскольку этого сейчас нет, и при стабилизации существующего положения не предвидится, нужны реформы практически во всех сферах существования общества. Государственные реформы (реформы, связанные с изменением государственного аппарата) пока не будут нас интересовать, а вот почему не идут реформы в общественной сфере деятельности – весьма интересная и поучительная проблема.
Бодрые декларации членов парламентского большинства и других субъектов законотворчества о необходимости и о начале деятельности по проведению реформ, принятие так называемых реформаторских законов и кодексов ведут к дальнейшему потоплению экономического корабля Украины, к увеличению числа и величины пробоин в его днище, так что спасательные пластыри и усиление работы откачивающих помп уже не спасают положения.
Постановка корабля в сухой док невозможна по условию задачи, единственное спасение – посадка на мель с минимальными повреждениями для корпуса с последующим ремонтом основных участков корпуса и узлов ходовой системы. Приглашаемые на борт сторонние ремонтные бригады в первую очередь ищут то, что «плохо лежит», поэтому мы видим так много шлюпок курсирующих между судном и берегом, идущими чаще пустыми к судну, но всегда нагруженными – от судна. Не менее интенсивно в этом хаотическом процессе участвуют и члены команды либо руководящие процессом ремонта, либо исполняющие роль большевистских агитаторов в матросских кубриках.
Представленная ассоциативная модель достаточно ярко и правдоподобно отражает текущее положение дел в деятельности украинского общества.
А вот еще одна не менее яркая и ясная ассоциативная модель.
Риски при ответственных мероприятиях по внедрению реформ всегда были и будут, и как делать коррекцию - вы лучше знаете. И вы лучше это чувствуете, потому что вы людям смотрите в глаза... Существует достаточно серьезная проблема, и, к сожалению, приходится это признавать, мы пока что не ощущаем, что реформы существенно влияют на качество жизни людей
— Виктор Янукович
Реформу можно представить переездом из пункта А в пункт Б. Условия пункта А становятся такими, что делают невозможным комфортное существование даже наиболее обеспеченных слоев общества пункта А (например, украинского общества), потому что в означенном пункте и канализация не работает, и краны текут, и мусор месяцами не вывозят из-за отсутствия ресурсов (сломались мусоровозы, не подвезли топливо), в общем, страшно даже подумать, как запущен пункт А. И тут начинают циркулировать упорные слухи, что в пункте Б (пункт Б – светлое будущее, которое обязательно наступит, если…) совсем другая картина. Там все просто «У_У_У», и туда надо ехать. Наши друзья (госаппарат, о реформировании которого мы договорились не говорить), которые заправляют всеми делами в пункте А, даже вызвались помочь с переездом (принять законы, кодексы и подзаконные акты), даже уговорили брать с собой только необходимое, и мы поехали на пикапчике (рис.1). Наши друзья вздохнули с облегчением: «Процесс пошел». Но вместо пункта Б мы приезжаем с завидным и упорным постоянством в некую пересеченную, наполненную оврагами и оползнями местность, да еще по дороге с рытвинами, гололедом и боковыми уклонами. Мы обязательно и непременно сползаем к краю оврага и удерживаемся на самом краю (пока удерживаемся). Нас сопровождают наши друзья на своих шипованных быстроходных «меринах» и «бумерах» на полугусеничном ходу. В самый критический момент они даже предлагают свои услуги для продления агонии пикапчика (см. рис.1)…
А ведь всего-то надо было разведать дорогу в пункт Б, да хорошенько разузнать, может, и там мусор держат «под ковром». Нет, ведь наши друзья нам всегда говорят только хорошее. Может, за последние лет сорок ни разу их хорошие слова не сбывались, но это же ерунда по сравнению с тем, что нас ждет, если слова сбудутся!…
Эта модель почти точно описывает реформирование украинского общества во всех сферах его существования и развития. Картина однообразна и повторяется рефреном от отрасли к отрасли. Особенно четко это заметно на примере реформирования высшего образования.
Наши друзья, те, что с завидным и упорным постоянством разрушали высшее образование, превратили, возможно, окончательно профессуру и преподавателей в «напедрабов», теперь с большим воодушевлением предлагают нам тот самый пикапчик и дорогу в пункт Б (законопроект о высшем образовании). В качестве пункта Б нам подсовывают рекламные проспекты европейского и американского образования. Этот пункт легко виден с нашей горки (читатель, догадайтесь, почему мы на горке – К.П.). Достаточно надеть на высшее образование Украины (и это до сих пор возможно!) слаломные ботинки и соответствующие лыжи, хороший ветронепробиваемый костюм, применить соответствующую смазку, и наше высшее образование в течение года со свистом ворвется в пункт Б. Ан нет. Нам оставили латаные ботинки и старые деревянные лыжи для равнинного бега, при плюсовой температуре снабдили арктической смазкой, да еще и направили в обход, заставляя подниматься и спускаться с горок исключительно «лесенкой». При том количестве мокрого снега, что налип на лыжи, наше образование постоянно спотыкается и ломает ноги. Следует заметить, что даже на равнинных лыжах и старых ботинках можно было бы проще простого преодолеть слаломную трассу, но наши друзья считают иначе, вот мы и преодолеваем непреодолимые трудности на совершенно ровном месте (это касается реформ во всех отраслях!).
Может, пора уже избавляться от советов, рекомендаций, нравоучений и деклараций наших друзей и перейти к нормальным способам реформирования, через научные исследования, лабораторные и натурные эксперименты?
Наши друзья лишатся возможности сопровождения, но зато мы приобретем, разве нет?