Мы попробуем вкратце, не имея еще на руках окончательных цифр, проанализировать основные успехи и неудачи футбольного чемпионата, с точки зрения отечественной индустрии гостеприимства. Ведь именно туризм, по мнению руководителей партии и правительства, должен получить наибольшую прибыль от Евро-2012 – как непосредственно в нынешнем июне, так и в долгосрочной перспективе.
Сделаем попытку краткого SWOT-анализа того, что произошло.
Итак, начнем с сильных сторон и положительных итогов:
Сам чемпионат прошел успешно и без каких-либо проблем с базовой инфраструктурой. Стадионы в итоге были подготовлены вовремя и достаточно качественно. Аэропорты были модернизированы и без проблем справились с обслуживанием болельщиков (которых, правда, оказалось значительно меньше, нежели ожидалось).
Безопасность была обеспечена – в принимающие города была стянута милиция чуть ли не всей Украины. В день финала было приятно наблюдать совместные патрули украинской и испанской полиции.
Волонтеры дежурили в фан-зонах и основных туристических точках, карт и бесплатных путеводителей по городам хватало. Был реализован неплохой проект МТС – мобильный «Фан Гид», который позволял в мобильном телефоне получить исчерпывающую информацию о туристических достопримечательностях принимающих городов.
И жители городов в целом гостеприимно приняли зарубежных туристов (этот факт весьма важен, поскольку во всемирном туристическом рейтинге – в графе «гостеприимство» Украине ставят не очень высокие оценки).
В киевской фан-зоне были поставлены большие временные туалеты, подключенные напрямую к канализации, что в принципе позволило успешно решить этот вопрос для гостей чемпионата.
Гости страны пили дешевое по европейским меркам пиво, были в целом приятно удивлены качеством украинских ресторанов, дешевизной общественного транспорта.
Жители городов с удивлением прислушивались к объявлению остановок общественного транспорта на английском языке.
Дефицита сувенирной продукции не наблюдалось.
Ожидаемых проблем с размещением не было.
Абсолютное большинство болельщиков возвращалось домой с позитивными впечатлениями от посещения Украины. Здесь нам на руку, кстати, сыграл и тот факт, что предварительные ожидания были сильно занижены.
Поэтому в контексте проведения футбольного чемпионата все поставленные задачи были успешно выполнены, и можно смело утверждать, что Евро-2012 как футбольный проект прошел успешно.
Слабые стороны Евро2012 в большей степени связаны с реальным экономическим эффектом от мероприятия, который оказался в несколько раз меньше ожидаемого.
Так, многие отели принимающих городов в целом оценивают уровень загрузки во время Евро2012 чуть ли не меньшей в сравнении с июнем прошлого года.
Повышение спроса в дни матчей чередовалось с гораздо более низкой загрузкой в другие дни – не планировались традиционные июньские корпоративные мероприятия и выставки, обычные туристы не стремились в футбольные города, опасаясь более высоких цен..
Ценовой ажиотаж начала года, вызванный, прежде всего, жадностью владельцев ряда хостелов и мини-отелей серьезно отпугнул часть «бюджетных» иностранных болельщиков, которые при более лояльных ценах могли бы появиться в стране в июне месяце.
Напомним, что практически все отели класса 3-5 звезд в принимающих городах были связаны контрактом с официальным туроператором Евро-2012 – TUI, и в начале года просто ничего не могли предложить болельщикам самостоятельно. Поэтому обвинения в жадности в адрес всех отелей, по меньшей степени, некорректны. И то, что оставшиеся от квоты места были проданы по нормальной для мировой практики цене, фактически спасло экономику многих отелей от провала.
А вот практика работы TUI на Евро-2012 заслуживает отдельного расследования – они уже в мае начали возвращать непроданные места отелям, которым в такой короткий срок было уже достаточно сложно закрыть проблему. Имели бы наши ведущие гостиничные операторы свободу действий на пару месяцев раньше, то на Берлинской выставке, безусловно, удалось бы нормально загрузить весь июнь, продавая привлекательные пакеты для более долгих визитов.
Виноваты в этой ситуации с искусственным ажиотажем и высшие чиновники, которые оперировали необоснованными цифрами ожидаемых потоков туристов. Причем цифра в полтора миллиона гостей называлась и в начале года, и уже в середине июня, когда стало ясно, что реальных иностранных гостей минимум в 5 раз меньше. Так, например, на финальном матче Испания-Италия мы имеем около 11 тысяч испанцев и вдвое меньше итальянцев. Добавим к этому еще тысяч десять функционеров УЕФА, журналистов, гостей от спонсоров и т.д. (берем по максимуму). Итого получается около 26 тысяч туристов – хотя во многих интервью предполагалось, что в день финала Киев посетит до 200 тысяч туристов.
Точной статистики по посещению иностранными болельщиками других игр у нас сегодня нет, но мы намереваемся получить ее либо в украинской дирекции чемпионата или в дирекции УЕФА для более серьезного анализа.
Стоит также подчеркнуть, что немалая часть болельщиков приезжала в страну чартером фактически на один день и сразу же возвращалась после игры. Исключение здесь составляют достаточно большие группы болельщиков из Швеции и Голландии, которые на длительное время прибыли в Украину на игры отборочного турнира. Но недостаток качественного и экономичного размещения в бюджетных отелях в итоге заставил наших гостей останавливаться в кемпингах. Нормальное цивилизованное размещение для больших групп в итоге было предложено лишь Fun Hostel в киевской Экспо Плазе.
Впомним, с каким напором УЕФА требовал от Украины как можно больше номеров в 4-5 звездочных отелях. Вместо того, чтобы корректировать требования футбольных финкционеров в сторону более экономичного формата, наши чиновники брали под козырек и часто для «очковтирательства» вешали 5 звезд на 3-звездочный отель (популярная харьковская практика). Хотя к этому времени были известны и данные аналитиков об Евро-2008, где также был отмечен недобор по запросам УЕФА в зоне 4-5 звезд, и повышенный спрос на отели эконом-класса.
Если же говорить об Украине, то конечно же инвесторам нужно было бы создавать условия для инвестиций в 2-зевздочные отели, которые были бы востребованы и на внутреннем рынке и максимально адекватны запросам европейских фанов.
Так что в итоге и гостей, и денег в страну пришло намного меньше. Можно говорить о перспективах, но не мешало бы и зарабатывать чуть больше, когда для этого есть возможности.
Не станем писать об экспрессах Hyunday – эту покупку можно сравнить с приобретением спортивного «Порше» для езды по дорогам местного значения где-нибудь на Кировоградщине. Красиво, престижно, но экономически не совсем эффективно.
Нельзя не упомянуть политического фактора Евро2012. То, что руководители большинства европейских стран просто не хотят подавать руки нашим вождям, обидно, но вполне понятно. Здесь комментарии оставим для политических аналитиков. То, что мы в связи с этим недополучили 10-15% гостей для наших отелей - это, очевидно, факт.
Что касается незаслуженных обвинений Украины в разгуле расизма в эфирах BBC, то здесь можно искать даже подоплеку в стремлении направить деньги спортивных болельщиков не в «расисткую» Украину, а на Олимпиаду в Лондоне. Даже если это не так, пусть получают в ответ.
Двойственное ощущение от наших фан-зон. С одной стороны – чисто, экраны и спонсорское пиво (для украинцев посильно, для европейцев – дешево). С другой стороны – практически полное отсутствие в этой зоне украинской кухни, рекламы туристического потенциала страны (на больших экранах в фан-зонах, например, стоило бы запускать ролики, пропагандирующие Крым или Карпаты, а не рекламу американских блокбастеров). Здесь не было отмечено какого-либо системного подхода к пропаганде страны – а в итоге мы не смогли с минимальными затратами хорошо пропиарить туристическую Украину в целом. Это, кстати и моя личная вина, поскольку я часто говорил о необходимости такого подхода, но не сумел до конца довести это дело. Но ведь у нас есть целое государственное Агентство по туризму и курортам, которое должно было бы и придумать и реализовать на Евро-2012 отдельную программу продвижения страны среди европейских фанов. Этого не случилось. К большому сожалению.
Поэтому главный вопрос – приедут или нет болельщики во второй раз, остается открытым. Если их клубные команды будут играть в футбол с украинскими клубами, очевидно, приедут – им здесь в целом понравилось. Поскольку они расскажут о своей поездке родным, друзьям и знакомым, то можно ожидать, что несколько миллионов европейцев получит персонализированную позитивную информацию о стране. И эту ситуацию нужно использовать. Как? Об этом в следующем материале.