«Сейчас установили памятник Петлюре − это человек нацистских взглядов, антисемит, который истреблял евреев во время войны», – от зоркого ока Владимира Путина не укрылось появление первого в Украине памятника Симону Петлюре, на которое он «пожаловался» международной аудитории дискуссионного клуба «Валдай». Украинцы могли бы отмахнуться – мол, российская пропаганда привычно лепит нам ярлыки «фашистов-нацистов». Но Владимир Владимирович заручился заявлением не кого-то, а Всемирного еврейского конгресса. Эта организация с штаб-квартирой в Нью-Йорке 17-го октября выступила с уничижительным заявлением в отношении Петлюры и Украинской народной республики.
«Он (Петлюра) и его Украинская народная республика были больше, чем просто украинскими националистами, - они были также откровенными и жестокими антисемитами, опьяненными острыми ощущениями совершения невообразимо порочных и бесчеловечных преступлений против невинных людей». В таких словах вице-президент Роберт Сингер обвинил в антисемитизме и убийстве «35-40 тис. евреев» не только Петлюру, но и всю Украинскую народную республику.
Круто, не правда ли?.. Понятно, что когда влиятельная еврейская организация столь категорически высказывается о ключевом историческом персонаже украинской истории, мы имеем «долгоиграющий, серьезный сюжет», который требует к себе внимания.
Так кто такой этот Петлюра? Что в нем особенного? Чем Петлюра неудобней для имперской Москвы, чем тот же Бандера? Почему говорят, что Петлюра был убит дважды? И при каждом «убийстве» была разыграна «еврейская карта». Был ли он антисемитом, убивал ли евреев? А если «нет», то почему его обвиняют в этом? Для Украины это все важно, так как все эти события проходили, по историческим меркам, практически вчера на улицах наших городов и сел, определив наше настоящее.
Театральный критик во главе украинской армии
Симон Петлюра – уроженец центральной Украины, города Полтавы, интеллектуал, театральный критик, журналист-просветитель, франкмасон… «Цветная» февральская продемократическая революция России застала его в возрасте 38-ми лет. С этого момента он «кидается» в политическую жизнь, работу создаваемой Центральной Рады – органа украинского самоуправления.
И вот этот самый «интеллигентик» уже через год, в начале 1918 г., в момент октябрьского переворота, когда большевики забрали власть у продемократического и легитимного российского Временного правительства и попытались перехватить власть у легитимной Центральной Рады, этот самый Петлюра проводит спецоперацию по ликвидации переворота в Киеве – то самое взятие завода «Арсенал». Это можно сравнить, как если бы весной 2014 г. в Донецке некий публицист создал бы добровольческие батальоны и с боями выбил боевиков, лично, с автоматом в руках, командуя взятием объектов. Удивительное развитие событий! После него имя Петлюры становится брендом, который, как магнит, стал притягивать внимание, восхищение и ненависть народной молвы.
Позже при участии Петлюры и под его именем проходит вооруженное свержение одной проукраинской власти другой, аристократически-буржуазного Гетьманата Скоропадского – социалистической Директорией, одним из руководителей которой был Петлюра. После этого 2 долгих года войны, практически в формате все против всех, Петлюра руководит УНР и ее армией. УНР воевала с большевиками и с белыми Деникина. Петлюра был в союзе с галичанами, которые в тот момент воевали с поляками. А потом был его союз «за спинами» западно-украинцев с самими поляками, с ними Петлюра в очередной раз в своей жизни брал Киев. Тогда все закончилось не независимостью, как, например, для Финляндии, а поражением украинского проекта, эмиграцией Петлюры и его убийством в 1926 г. на улице в Париже, судя по всему, по заказу большевиков.
Итак, именно Петлюре было суждено стать лидером поколения украинцев, которые впервые за многие столетия с оружием в руках боролись за свое государство, защищаясь от большевиков, в войне, которая была частично русско-украинской и частично гражданской, а значит, еще более морально тяжелой. Три года самоотверженной вооруженной борьбы надднепрянцев за Украину, пролитая в ней кровь во многом запрограммировала УССР и нашу сегодняшнюю независимость. А большевики через 12 лет, после войны, еще «отплатят» Голодомором за ту попытку «упрямых хохлов» создать независимую Украину. Именно из-за того, что интеллектуал Петлюра стал символом вооруженной борьбы центральных украинцев за независимость, против России, он занимает эксклюзивное положение в украинской истории.
… Так как же театральный критик возглавил армию? Разгадка в том, что Петлюра во время Первой мировой войны был, как бы мы сейчас сказали, «волонтером» в серьезной организации – «Земгоре», которая аккумулировала деньги либеральной российской буржуазии для обеспечения солдат одеждой, провиантом, занималась помощью беженцам и раненым.
Любопытно, что Петлюра не только «волонтерил» на Российскую армию, но в самом начале войны выпустил идеологическое воззвание «Война и украинцы» о полной поддержке украинцами России в этой войне, в надежде на ответную поддержку украинской автономии со стороны российских властей.
Посыл был такой, мол, если бы даже австро-венгерские власти и тамошние украинцы хотели склонить российских украинцев к саботажу, мы, украинцы России, – люди честные, честно должны исполнить свой долг в этой войне, но за это украинцы надеются от имперских властей на удовлетворение своих притязаний на автономию. В тот момент Петлюра достаточно долго проживает в России – с 1908 до 1911 в столичном Санкт-Петербурге и с 1911 до 1917 в Москве. Кстати, ранее, в 1905 г., Петлюра успел пожить даже во Львове, который входил в Австро-Венгрию.
Еврейские погромы
Так, а как же возник еврейский вопрос? После того, как большевики развязали в Российской империи гражданскую войну, именно евреи, которые жили обособленными общинами и выделялись своим способом жизни, стали главной жертвой вскрытой этой войной звериной агрессии. Еврейские поселения подверглись террору – разграблению домов и массовым убийствам. Невозможно без содроганий читать описания этих ужасных преступлений – постоянных вымогательств денег, массовых убийств, изнасилований...
Тут нужно четко уяснить, что мы имеем доказательства в указах Петлюры, что он боролся с погромами. В то же время не найдено ни единого доказательства, которое бы бросало тень на Петлюру как на организатора погромов. При этом надо констатировать, что погромы с участием проукраинских отрядов были массовым явлением. Как и погромы белой армии. Хотя подавляющее большинство погромов в Украине в 1919-1921 годах, как свидетельствует эта инфографика из еврейского журнала тех времен, совершили просто криминальные банды.
В своем воззвании «Против погромов» Петлюра называет погромы провокацией большевиков.
«..Большевики считают Украину наследием Москвы, только с той разницей, что раньше было наследие черной, а теперь красной Москвы. Они видят, что пришел уже конец их господству на Украине, потому что сам народ украинский восстал против них, но они не теряют надежды на порабощение народа украинского. Провокацией, на которую они тратят огромные суммы, они хотят разложить нас изнутри, подкупая преступный элемент, который подстрекает наших казаков к различным дебошам и погромам над невинным еврейским населением, и этим хотят наложить клеймо погромщиков на рыцарей, которые несут освобождение всем народам на пространствах Украины. Этим способом наши враги хотят разъединить украинские и еврейские трудящиеся массы, пути которых действительно связаны и имеют за собой 300 лет издевательств и гнета русского царизма. Избегайте провокаций, а с провокаторами, кто сам делает погромы и подводит слабее нас, будьте беспощадными. …Смертельная кара должна упасть на голову погромщиков провокаторов. Более наказуемости и дисциплина-наказуемости я требую от вас в этом отношении, чтобы ни один волос не упал с головы невиновного».
Логика обвинения
Ответ обвинителей Петлюры такой: мол, да, возможно, лично он не принимал участие, и, возможно, выступал против погромов, и, возможно, не был антисемитом, но в результате он не пресек погромы на территории УНР, а значит, несет ответственность за весь ужас, творимый с евреями. Логика понятна. И может выглядеть убедительной. Но истинна ли она? Виноват ли новый полицейский за всплеск преступлений в зоне его новой ответственности? А не привела ли четкая антипогромная позиция Петлюры к тому, что погромов было меньше, чем могло бы быть, и Петлюра – спаситель жизней тысяч евреев?..
Нужно помнить, что погромы происходили в революционное, военное время, когда власть УНР часто была условной.
При этом «белая» русская армия Деникина однозначно была причастна к погромам. Частично в них участвовали и большевистские отряды. Среди руководства большевиков было много деятелей еврейского происхождения, но они отрекалась от своего происхождения в пользу коммунистической утопии и наднационального человека будущего.
Сама еврейская община часто с ужасом констатировала, что из-за активных радикалов-большевиков еврейского происхождения иррациональный гнев населения падает на весь еврейский народ. Известна фраза главного раввина Москвы в те годы: «Революцию делают Троцкие, а расплачиваются за неё Бронштейны» (фамилия Троцкого в его еврейском детстве).
Украинцы как союзники евреев
Еще до большевистского переворота УНР было создано Министерство еврейских дел, на тот момент единственная в мире форма официальных госструктур, которая вообще существовала у еврейского народа. При этом идиш наравне с русским, польским и украинским был официальным языком УНР, на нем печатались основные указы Центральной Рады, надпись на идише была и на банкнотах УНР.
9-го января 1918 УНР впервые в мире был принят знаковый закон о национально-персональной автономии, автором проекта был министр еврейских дел УНР Моисей Зильберфарб. Конституция гарантировала невмешательство в вопросы образования, культуры, социальной помощи национальных союзов.
Один из лидеров сионистского движения С. Гольдельман прокомментировал это событие: «Национально-конституционное положение, созданное законом о национально-персональной автономии, стоит обособлено во всей истории еврейского народа в рассеянии и является определяющим и неповторимым явлением в попытках урегулирования межнациональных отношений в многонациональных государствах». Показательно, что УНР после свержения Скоропадского и взятия власть возобновила этот закон, который тот отменил. Вот такая вот «антисемитская» Украинская народная республика.
Моисей Рафес, бывший лидер Бунда, влиятельной еврейской социалистической организация Российской империи, которая, кстати, поддерживала украинскую независимость, в своей книге "Два года революции на Украине" писал, что «одной из самых любимых идей Петлюры и многих других украинских националистов было создать союз украинской и еврейской демократий. Убедить еврейскую интеллигенцию и торговый класс целесообразности идеи украинской государственности, поставить их на службу этой идее означало для них спасти "независимость" ...». Может быть, поэтому большевики так постарались, чтобы поссорить украинцев и евреев, частично добившись успеха.
Как российский антисемитизм создал США
Говоря о погромах во время гражданской войны, нужно понимать ключевой момент, к ним приведший, – столетний официальный антисемитизм Российской империи.
В своей известной книге «Популярная история евреев» английский историк-писатель Джонсон Пол пишет: «Чего только не было намешано в русском антисемитизме! Царский режим преследовал и другие национальные меньшинства, кроме евреев, но при этом он весьма успешно стравливал их друг с другом, особенно возбуждая поляков, литовцев, украинцев и казаков против евреев. Фактически в это время Россия – единственная страна в Европе, где антисемитизм был официальной политикой правительства. Он приобретал разнообразнейшие формы – от организации погромов до издания фальсифицированных «Протоколов сионских мудрецов». … Так, из-за погрома в Кишиневе в 1905 году 50 евреев было убито и 500 ранено. В Одессе в том же году в ходе четырехдневного погрома было убито свыше 400 евреев. В Белостоке в погромах 1906 года принимали участие полиция и армия».
Это столетий гнет евреев, попавших в Россию после присоединения Украины к России и раздела Польши, привел к их «паническому бегству» из Российской империи на Запад. …В 1914 году в России все еще проживало пять с половиной миллионов евреев, а на территории Австрийской империи – два с половиной. …Из них свыше двух миллионов эмигрантов направились в Соединенные Штаты. Этот исход евреев из сегодняшних территорий Украины, как отмечает Джонсон Пол, во многом повлиял на создание тех США, которые мы знаем сегодня. «Последствием этого было возникновение в Америке массового городского еврейства. Это было абсолютно новое явление, которое со временем изменило весь баланс еврейского влияния и власти в мире». Антисемитизм Российской империи дал толчок и идеи сионизма – построения евреями своего отдельного государства.
Берл Вайн, вице-президент Союза ортодоксальных еврейских общин Америки, в своей книге по истории евреев пишет о двух последних российских императорах так: «Погромы, новые формы бесправия для евреев России, антисемитские кабинеты министров и администраторы — все это сделало правление Александра III самым трагическим временем в истории восточноевропейских евреев… Николай был ярым антисемитом. Поэтому даже те министры, у которых могли быть иные взгляды, старались учредить новые притеснения против евреев, чтобы выслужиться перед царем, продвинуться и обрести большую власть».
На фоне этого государственного антисемитизма демократ и украинский патриот Симон Петлюра в своей статье к изданию пьесы «Евреи» писал (кстати, именно по этому изданию с предисловием Петлюры Лесь Курбас ставил эту пьесу!): «Страдания Нахмана из "Евреев" Чирикова вызовут глубокие сочувствия у каждого, кто принадлежит к нации, которой волей исторической судьбы суждено нести тяжелый крест притеснений и насилия, так как всех страдальцев современного капиталистического строя золотой струной солидарности соединяет одна судьба, одни надежды и устремления".
Все познается в сравнении
Еврей и деятель УНР Арнольд Марголин в своей книге «Украина и политика Антанты. Записки еврея и гражданина» отмечает, что в украинской армии были случаи, когда военные выступали на защиту евреев, в отличии от белой армии Деникина: «…Таких фактов деникинская армия не знала. Там за такое заступничество и защиту евреев виновных постигало увольнение со службы. Третья параллель, весьма невыгодная для армии и правительства Деникина, получается при сопоставлении деклараций украинского правительства по еврейскому вопросу, законов о персонально-национальной автономии и еврейских общинах – с ограничительными нормами для евреев в царстве Деникина по образованию, гражданской и военной службе. Здесь, среди украинского правительства, стремление привлекать представителей еврейства ко всем ступеням государственной службы, там, у Деникина, исключение ереев-офицеров из армии, гласных-евреев из земств и городских дум».
Сам Деникин так писал о погромах: «Волна антисемитского настроения захлестнула Юг задолго до вступления [Белых] армий в «черту оседлости». Оно проявлялось ярко, страстно, убеждённо – в верхах и низах, в интеллигенции, в народе и в армии; у петлюровцев, повстанцев, махновцев, красноармейцев, зелёных и белых… Войска Вооружённых сил Юга не избегли общего недуга и запятнали себя еврейскими погромами на путях своих от Харькова и Екатеринослава до Киева и Каменец-Подольска».
Путин как последователь Деникина
Любопытно, что Путин, судя по всему, имеет сентимент к Деникину. С его подачи был возвращен прах Деникина в Россию, а в 2009 г. был открыт Мемориал белым войнам в Донском монастыре. При этом придворные СМИ передавали, что представления Деникина о «единой и неделимой» России близки Путину. Тогда он сказал о дневниках Деникина: «Обязательно прочитайте! Там у него есть рассуждения о большой и малой России, Украине. Он говорит, что никому не должно быть позволено вмешиваться в отношения между нами, это всегда было делом самой России!».
Сохранился фактически записанный текст встречи Деникина с еврейской делигацией 26 июля 1919 года в Харькове перед вступлением белой Добровольческая армия в пределы Полтавской, Херсонской и Киевской губерний.
Зафиксированы такие слова представителей еврейской общины, с которыми они обратились к Деникину (обратите внимание, что там нет слов «петлюровцы»): «…еврейское население пережило все ужасы набегов большевиков, григорьевцев, махновцев, и следует сказать откровенно, еврейское население не может забыть того, что и махновцы, и григорьевцы, и большевики – все русские люди. Теперь же, перед приходом Добровольческой армии, вам необходимо сказать: довольно. Пусть добровольцы не повторят то, что другие сделали до них». Генерал Деникин ответил: «Я считаю декларацию ненужной» (декларацию против погромов – уточнение). В то время как Петлюра «строчил» антипогромные призывы!
«Почему-то, в отличие от Петлюры, Деникина не делают символом антисемитизма, – задает резонный вопрос публицист Игорь Лосев. – Более того, когда уже в наше время, при правлении Путина, в Москве состоялось перезахоронение со всеми почестями праха Деникина, то, насколько мне известно, никаких протестов со стороны каких бы то ни было еврейских организаций не прозвучало...».
Как известно, один из главных руководителей большевиков Лев Троцкий был по происхождению евреем с Юга Украины. Троцкий в 1920 г. обвиняет врага Петлюру в чем угодно, но только не в погромах: «…великий государственный деятель Сорочинской ярмарки генерал Петлюра одновременно состоит членом франкмасонской ложи, вступает в связь с католицизмом через своего архикатолического представителя графа Тышкевича и не порывает своей старой связи с германско-протестантско-гогенцоллернской контрреволюцией. Самая злая сатира останется в бессилии перед этими трагикомическими фактами демократически-национально-франкмасонско-протестантско-католического растления».
А как насчет пропаганды большевизма-коммунизма в нынешней России?
Уже упомянутый Берл Вайн из ортодоксальной еврейской общины Америки пишет про вину большевиков перед евреями: «Октябрьская революция полностью изменила ход истории, принеся страшные испытания всем народам Российской империи, и, в том числе, – практически полное уничтожение еврейской самоидентификации, уничтожение еврейской религии, убийство раввинов, ассимиляцию миллионов русскоязычных евреев. Этот «красный день календаря» красен от крови миллионов людей…».
И вот сегодня есть на свете одна большая страна, где в этот самый момент в каждом городе, в его центре, на самой большой площади, стоит самый большой памятник – Ленину, человеку, который создал группировку, что «расскрасила мир» кровью миллионов людей. А сам этот человек лежит для всеобщего обозрения на самой центральной площади этой удивительной страны. Кстати, плод его усилий, СССР, как и Российская империя, так же был страной с государственным антисемитизмом, когда, например, в 60-70-х годах евреев дискриминировали, не принимая учиться в университеты, не допуская к важным должностям. Но протестовал ли когда-то Всемирный еврейский мировой конгресс против засилья пропаганды большевизма и коммунизма сегодня в России?
Суд истории
Громкий парижский процесс в 1927 г. над убийцей Петлюры Шварцбардом, который заявил, что убийство было местью за погромы, в результате неожиданно превратился в суд над самим Петлюрой и незнакомым на тот момент в Европе украинством. На суде было представлено коллективное письмо жителей Проскурова, в котором вина за известный погром Ивана Семесенко ложилась лично на Петлюру. Хотя за этот погром 22-летний атаман, который объяснял свои ужасные действия необходимостью проучить евреев за попытку большевистского восстания в Проскурове, был арестован руководством УНР и, по одной из версий, позже расстрелян. Конечно, на суде защитой была представлена другая история, где Петлюра находился рядом с Проскуровом и знал о погромах и санкционировал их. Но могли ли большевики обмануть суд и фиктивно собрать тысячу подписей и под ложным обвинением Петлюры? Нет сомнений, что могли. …Парижский суд оправдал Шварцбарда. Но суд истории оправдывает Петлюру. Демократа, который старался спасти от большевизма и украинцев и евреев.
В целом же Украине нужно внимательно изучить те ключевые события, которые происходили ровно 100 лет назад, – как украинцы боролись и почему проиграли... Еще один вопрос – неудобный. Почему многие сельские жители Украины принимали участие в бытовом криминале – бандитских набегах на своих соседей-евреев? Как относиться к этому нелицеприятному факту? Является ли этот эпизод национальной виной украинцев? И кем были большевики, которые 70 лет устраивали кровавый эксперимент, результатом которого во многом и являлось наше общество, – фанатиками или чистыми террористами?.. В чем трагедия всех действующих лиц той драмы?.. Проработать все эти сложные вопросы исторической памяти могло бы помочь искусство, в частности, кинематограф, если бы украинские киношники смогли успешно решить задачу и честно рассказать истории людей: и украинских патриотов, и красных, и белых – с их правдами, взлетами духа и падениями. Такие фильмы нужны демократической Украине, стране, за идеал которой отдал свою жизнь Симон Петлюра.