У людей закупщики берут литр молока за 2 грн. В магазине такой же объем стоит 10 грн. Между производителем и конечным потребителем стоит целая армия посредников, которые и формируют фантастическую дельту. В селах это прекрасно осознают.
И если более терпеливые и тяжелые на подъем, чем горожане, граждане пообещали перекрыть трассу, не сомневаюсь, они ее перекроют.
Падение производства молока – это не просто цифры, это сокращение занятости на селе и рост цен в магазинах, а в Украине потребление молочных продуктов и так составляет немногим более половины от физиологической нормы. И еще, пока Министерство агрополитики борется за сохранение контроля над народными деньгами, отрасль уходит в тень, как говорится, подальше от контролеров
— Андрей Архангельский
Молоко – не единственный продукт, реализация которого обрастает массой посредников. Так формируется цена на большинство продукции, производимой в селах. То же мясо у людей берут по 8-10 гривен за килограмм живого веса. Молоко, мясо, овощи. На прилавках городских рынков и магазинов их цена увеличивается в 5-6 раз по сравнению с закупочной. В итоге, турецкий помидор или египетская картошка стоят дешевле, чем выращенные в Украине. Содержимое блюда «Борщ украинский» не имеет ничего общего с его названием.
Такая торговая политика выгодна посредникам и чиновникам, которые за ними стоят. Находящихся по краям этой цепочки изготовителя и потребителя поставили в очень неудобную позу. Первый вынужден демпинговать, второй переплачивать.
Цепочка, дающая удорожание, примерно такая: перекупщики скупают у селян продукцию за бесценок и везут на оптовые рынки. Оттуда продукция развозится по оптовым представителям, которые работают при рынках. В результате, изготовитель работает в убыток, а конечный потребитель кормит всех посредников.
Схема четко проработана и «с улицы» в нее никого не пускают. Для подтверждения слов, можно позвонить в отдел закупки сырья на любой из заводов области. Спросить, почем берут литр и когда можно привозить. Скорее всего, вам ответят, что закупка в данный момент не производится, и по этой причине нет смысла обсуждать цену.
Вместе с жителями с. Шелехво (Ананьевский район) я обратился в Антимонопольный комитет, чтобы тот разобрался в ситуации. В комитете запросили фамилии закупщиков. Отправили. Посмотрим, как решится вопрос.
Что касается глобальной схемы «изготовления-реализации», то ее можно изменить, предоставив потребителю адекватное предложение. Иначе говоря, пустить селян на рынки. Только не показательно открыть один рынок, как это недавно было сделано премьером на камеры. А дать реальную возможность реализовывать товар без посредников. Такая мера поможет остановить постоянное подорожание самых необходимых продуктов. В противном случае родиной борща станет Турция, а селяне переберутся с полей на трассы.