​Неутешительные итоги 2015 года

При подведении итогов важно выбрать правильную точку зрения. Я думаю, что правильной будет точка зрения оценки практики нынешнего правительства. Итак, с точки зрения действий нынешней «элиты» - каковы итоги заявленных ею планов на 2015 год?

Петр Порошенко
Петр Порошенко

Сначала о выполненных планах. Европейская комиссия рекомендовала принятие законодательства о разрешении путешествовать украинцам в страны Шенгенского соглашения без виз. Одна из заявленных во время Майдана целей нынешней властью (ставшей таковой именно в результате Майдана) выполнена. Правда украинцы обеднели настолько сильно, что подавляющее большинство не может себе позволить путешествия, но это – другой вопрос. Мы не отдали 3 млрд. долларов долга Януковича перед Путиным, что, безусловно, плюс. А еще?.. А больше ничего стратегически позитивного в 2015 году не сделала.

Все время, пока правительство «руководит и направляет», мы слышим, что оно борется за то, чтобы Украина стала развитым европейским государством в политическом и экономическим смыслах. То есть, в переводе на язык аналитики, из «естественного государства», которым Украина является в настоящее время, должно быть создано, выражаясь словами экономиста Дугласа Норта, государство «открытого доступа».

Есть ли у народа сейчас доступ к власти (что было одной из целей, декларируемых на Майдане)? Ответ отрицательный. Как решали все олигархи, так все и решают, как и раньше. Сейчас мы видим, как происходит выдавливание клана Коломойского из внутренней политики. Но разве это происходит в пользу простого народа, или же осуществляется банальный передел власти в пользу других олигархических кланов? Скорее второе, чем первое. Потому, что другие олигархи и их схемы спокойно продолжают свое победное шествие. Почему? В том числе потому, что у нас тот же коррумпированный корпус судей, что и во время Януковича, по сути то же законодательство, которое легко и удобно трактуется под желания власти. Где заявленная судебная реформа? Ее нет, и как видно, не предвидится.

Где заявленная децентрализация Украины, где передача власти из центра в регионы? Новое качественное состояние децентрализации настолько важно, что необходимо отрегулировать эти вопросы законодательно, в рамках обширного и детального закона. Кто-нибудь знает – у нас в стране занимаются этим? Так, чтобы реально, а не на словах. Почему мы не видели в уходящем году публикации проекта этого закона? Потому, что его никто и не собирается разрабатывать. Это неудивительно - как это украинская олигархия, которая как раз и имеет «открытый доступ» ко всему, вдруг поделится «открытым доступом» с народом?! Подобного не было никогда и нигде в истории, если нет при власти партии, целью которой является достижение таких целей. Пока вы видим во власти только дельцов от экономики и разнообразных политических авантюристов.

Отсюда вытекает следующий главный пункт внутренней политики, который также не исполнен в 2015 году. Сколько миллионов слов было сказано по поводу борьбы с олигархией! Хочется спросить, где закон, определяющий правила государственного устройства, который регламентирует процессуальное недопущение во власть людей, имеющих крупные капиталы? Закон, которым будет предусмотрена невозможность пребывания владельцев крупных состояний на высоких государственных постах. Его нет, и не будет. Потому что власть находиться по-прежнему у олигархов, как и во времена Януковича (теперь это уже частично другие олигархи, но много и прежних осталось). То есть, чем больше все меняется, тем больше все остается по-прежнему.

Перейдем к экономике. Падение промышленного производства в Украине еще большее, чем в России. Но мы же не находимся под масштабными экономическими санкциями, как Россия. А статистические данные создают впечатление, что мы под санкциями. Может быть, санкции все же есть? И эти санкции состоят в факте нахождения на властном Олимпе нынешнего правительства, возглавляемого Арсений Яценюком? Хочется спросить его - он понимает, что экономическая политика Украины должна, прежде всего, быть обращена во вне, а не вовнутрь, что правительство должно определять правила игры для украинской экономики и формировать промышленную политику для успехов украинского бизнеса в международной конкуренции? Наша страна все же находится не на «глобусе Украина». Все государства, которые добились успехов в экономике в последние как минимум 60 лет, достигали этого с помощью государственной промышленной политики. Где она, эта политика, в виде документа, чтобы украинское аналитическое сообщество смогло развернуть дискуссию, после чего промышленная политика начала бы реализовываться? Полагаю, что нет и не будет промышленной политики с нынешним правительством.

Не будет, в том числе и потому что нет нормального европейского закона о партиях и партийном строительстве (снова возвращаюсь к политическим вопросам). Согласно этому будущему крайне необходимому закону, в выборах должны принимать участие только партии, которые имеют определенную политическую программу, основанную на одной из мейнстримных политико-экономических теорий, уже подтвердивших свою практическую состоятельность. И эти партии, прошедшие в парламент, сформировавшие коалицию и правительство, по итогам работы должны отчитываться по заявленным ими экономическим программам. Вот тогда мы будем знать, чего о них ожидать.

Парламентская партия должна прямо декларировать, что она, например, хочет построить коммунизм, где все будет общее - средства производства и жены, как хотели большевики. Тогда у украинцев, помнящих, чем это кончилось в XX веке, не будет иллюзий, относительно этой партии. Или партия, например, будет обещать строить либеральный капитализм, как предлагает Михаил Саакашвили. Тогда украинцы приготовятся к 20-летней стагнации экономики, как было в Чили в 1970-1990 годах, или к такому сверхбольшому внешнему долгу по отношению к размерам экономики, какой сейчас у Грузии. Или же партия заявит, что она, на основании плановой промышленной политики, примененной к частному (в основном) сектору с небольшой долей госэкономики, будет строить социально-ориентированную буржуазную экономику. И тогда люди будут понимать, что это путь послевоенной Германии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, с их темпами и качеством роста. Пока же мы имеем партии под названием «Народный Фронт» (какой такой фронт и по отношению к чему этот фронт?) и «Удар». Кто-то может сказать, какая экономическая идеология, например, у партии «Удар»? То-то и оно. Названия других партий не лучше, а идеология у них также практически отсутствует. С таким партийным строительством, основанным на отсутствии вменяемого законодательства, мы будем постоянно наступать на одни и те же грабли.

Много еще можно чего написать про итоги 2015 года, но объемы колонки не позволяют это сделать. Но те, кто читал мои статьи в уходящем году, уже получил детальное представление о том, что нынешнее правительство - это власть, которая ведет Украину к экономическому краху (который может закончиться утратой государственности). Потому, что в современном постиндустриальном мире такие неповоротливые вертикально-централизованные политические монстры, которыми руководят коррумпированные олигархи и их ставленники, где отсутствуют нормальные идеологические партии, и где народ не имеет доступа к национальной политике, каковым сейчас есть Украина, могут прийти только к поражению и упадку.

Одной из своих задач в следующем году я вижу продолжение сражения с косностью мышления и наивностью многих граждан Украины. Для того, чтобы у них исчезли политические иллюзии о том, что нынешняя власть и те политические силы, которые сейчас есть в Украине, что-то сделают для людей. И в рамках соответствующего просветительного процесса постараюсь продолжить менять сознание хотя бы части украинцев о том, как правильно нам обустроить Украину, чтобы сделать ее процветающей страной.

Богдан Данилишин Богдан Данилишин , завідувач кафедри КНЕУ ім. В.Гетьмана
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram