Почаевская лавра - достаточно обширный мужской монастырь, среди прочих храмов и построек в его состав входит т. наз. скит. Скит, если кому лень искать в гугле, это, образно говоря, такой хутор-поселение при деревне-монастыре. Или это такая летняя кухня при частном доме. Или такая выездная лавочка при сельском продмаге. В общем, вы поняли - нечто такое приятное, буколическое и не менее душеспасительное, чем сам монастырь. Поэтому настроение перед посещением было расслабленно-праздничным, шла я туда, не ожидая подвоха. Тем более, повторюсь, бывала там прежде не раз и не два.В этот раз организатор группы попросила на въезде в Св.Духов скит Почаевской лавры экскурсовода, чтобы он рассказал нам, паломникам, историю скита. Не то, чтобы ее никто не знал, или там она представляла собой нечто особенное, отличное от судьбы Лавры, или других окрестных монастырей, но вот если есть экскурсия - то почему бы и не послушать, в самом деле.
Тут-то и появился мой герой. Раз фото не вышло, опишу словами, ибо именно внешним видом наш экскурсовод сильно диссонировал с монашеской братией и с общей молитвенной обстановкой. И речь не про коренастую упитанную фигуру и плотные защечные мешки. Обмен веществ - дело тонкое, не всякому дано постится и при этом выглядеть нежно и возвышенно. Но вот что-то такое было... Вместо длинного подрясника на нем были плотные джинсы и куртка бомбер. Вместо скуфьи и бороды - бритая голова и лоснящиеся щеки. В руках он не медленно перебирал четки, а нервически комкал грязноватую шапочку фасона чулок - подобные близкая волонтерская группа закупала для наших военных. К слову про бороду - 1 января в Почаеве празднуют день памяти св. Амфилохия, жившего и умершего уже при советской власти, немало от нее пострадавшего. Отдельным фактом советских издевательств в его жизнеописании вспоминают о том, как в психлечебнце старца обрили, лишив монашеского облика - бороды и длинных волос. Как правило, безбородые - только молодые послушники, в силу возраста. Наш же Иван был явно немолод. Уж не знаю, какие испытания он прошел, прежде чем попасть в экскурсоводы. Но, встреть я его год назад в Киеве в районе гостиницы Салют, скорее я бы отнесла его к завсегдатаям Мариинского парка (ниже по улице), чем к лаврским послушникам (выше по улице). Сказать, что рядом с иконами и свечками он выглядел противоречиво, это ничего не сказать.
Началось наше общение столь же безвредно, сколь и неинформативно. Однако, довольно быстро, после общих сведений о всемирно известном монастыре наш гид начал входить в раж. Речь его прерывалась строчками из Псалтыри, отдельными вырванными евангельскими цитатами, а попытки уточнить информацию ничего не давали - гражданин угрожающе вертел глазами и только повышал голос, продолжая нести ту же околесицу. И пусть бы себе перевирал апокрифы и факты бытия монастыря. Во-первых, историю монастыря я и без него знаю, во-вторых, это исключительно проблема обители, что ее репрезентуют так странно. Но цимес в том, что, вместо того, чтобы прочитать лекцию по локальному краеведению, парниша априори возомнил себя не абы каким знатоком в глобальной истории, в политике, и, к моему отдельному прискорбию, в филологии. Пока он нес общеисторическую чушь, я еще могла сдержаться. Но когда экскурсовод с гордым видом объявил, что, цитирую дословно, "раньше был один язык, древнерусский", я вынуждена была его перебить и поправить. Мужчинка побелел, еще больше округлил глаза и хрипло выпалил: "а украинского языка, чтоб вы понимали, вообще нет!"
Тут мне пришлось вспомнить о дипломе филолога и поинтересоваться его компетенцией. Как вы понимаете, ответа не последовало, но хотя бы рассуждения о языках прекратились. Далее наш Иван, с достойным лучшего применения усердием принялся поливать грязью последовательно: украинских деятелей, изображенных на купюрах; факт провозглашения независимости в 1991 году; гимн Украины; да и сами претензии Украины на государственность. Все это сопровождалось угрожающими выкриками "смерть грешников люта!", убеждениями, что историю страны надо знать, и, опять же, перевранными цитатами из Библии. Потом гид увлек нас рассказами про местных чиновников, в разное время и разными способами насолившими мужичку, а после, по его убеждению, за это покаранными десницей Божией. Ах да, там еще был спич про Мазепу, и невероятнейшая история про схроны УПА, которые, по его трактовке, на самом деле строили немцы.
И весь этот фонтан красноречия, напомню, - внутри храма Украинской православной церкви, на фоне икон и свечей, т.е. под прикрытием авторитета, непререкаемого для верующих людей, которые, собственно, и ездят в паломничества.
На вопрос, кто же его, столь многоречивого, благословил тут экскурсоводить, мужчина не ответил. Свои имя и фамилию тоже назвать отказался, только позже, в конце экскурсии, неосторожно проговорился, как его звать, одному из наших. Когда я попыталась рассмотреть его бейдж - представьте себе, он у него был, да - мужчина вырвался и начал кошмарить меня в классическом стиле атыхтотакая и скаковараена. Я рассказала, откуда приехала, но мужчинка мне не поверил - сказал, что я местная или даже со Львова. Я пообещала показать паспорт, чтобы он проверил мою регистрацию, но взамен продолжала требовать сказать, кто и когда благословил его вещать ересь ни в чем не повинным паломникам. В конце концов горе-гид от меня сбежал, так и не раскрыв секрет, под чьим благословением в западноукраинском монастыре идет такая активная и беспардонная антиукраинская пропаганда.
Надеюсь, в этом сложном вопросе разберется все же местное СБУ. Хотя, вспоминая бесстрашие, с которым гражданин изрыгал гадости на мою страну, я не уверена, работает ли оно в тех краях в принципе. Рада буду разувериться.
Чтоб отдышаться и привести мысли в порядок, я пошла пообщаться с местными послушниками. И знаете, что меня поразило больше всего? Страх в глазах. В очередных "пророчествах", коими полна околоправославная тусня, и кои пишутся, как я сейчас понимаю, под чутким руководством определенных компетентных органов, вроде бы, по слухам, их обители предрекалась тяжелая доля. Поэтому в массе своей те из насельников, с которыми общалась я, боятся. Чего? Ну, как сказать. Того же, что и все - придут, разбомбят, разрушат. При этом, по странному ослеплению, никому их них не видно и не слышно то, что без страха и упрека вещал всем присутствующим человек из их среды и от их имени. От понимания братии, похоже, ускользает, к чему, к каким последствиям могут привести такие вот "проповеди". Даже не в глобальном смысле, а в конкретной ситуации - а если бы на моем месте была бы не хрупкая филологиня, а воевавший парень из АТО? Мама воюющего парня из АТО? Сестра раненого сепаратистами? Жена убитого русскими? Как бы повели они себя в ответ на подобные выходки? Плюнули бы и ушли? Дали бы люмпенэкскрсоводу в лицо? Подняли бы на вилы? Конец бесконечен, как говорил по совсем другому поводу святитель Иоанн Брянчанинов.
Я паломничаю не первый год, и не только на Западную Украину. Много раз я ездила и в монастыри востока Украины (я ж все-таки оттуда, помним, да). Отчетливо вспоминается мне подобная нынешней ивановой пропаганда в монастыре с.Никольское Донецкой области. Подруга рассказывала о схожих проповедях известного старца Святогорской лавры.
Не знаю, страшнее ли эта реальность, чем мрачные типа «пророчества», написанные для «почаевских листков». Мне очень не хочется, чтобы православные братья во Христе с запада накликали на свою землю ту же беду, что уже зазвали к себе православные пастыри востока. Не хочется, чтоб, боясь выдуманного потопа, они тоже толкали свою паству в реальный пожар. Хочется быть тем мальчиком, который скажет правду королю, и тем самым не даст ему опозориться.
Ау!
Возлюбленные о Господе архипастыри западных областей нашей Украины!
Будьте так добры, отвечайте за тех, кого приручили: если вы взрастили иванов, не знающих родства - удержите их стать иванами, поджигающими войну. Пока это в ваших силах.
Или уже нет?
С наилучшими пожеланиями и надеждой на дальнейшие встречи, все еще ваша, прихожанка с востока.