Возможно, и поэтому министр финансов А. Шлапак поторопился заявить, что в новом составе Кабмина он не собирается занимать этот пост. Ведь, как известно, именно Минфин у нас отвечает за долговой рынок. А что такое разместить гособлигации – это значит взять налог с населения в будущем, а инфляция – это налог с населения в настоящем.
Наконец, что дальше будет делать Нацбанк с курсом гривны? Кстати, одни представители НБУ предлагают всё-таки играть по правилам открытой экономики. Однако, всё больше находится сторонников постепенного сворачивания рыночной экономики с активным введением различных административных рычагов, что мы в последние дни и видим. Правда, если на сегодняшнем уровне удерживать фиксированный курс гривны, то придется тогда продать наш весь оставшийся золотовалютный резерв. По данным МВФ, в случае падения гривны против доллара США ниже отметки 12грн./$1 для стабилизации украинской банковской системы понадобятся траты размером до 5% ВВП Украины. Когда и ЗВР закончится, финансовым властям всё равно надо будет что-то делать по-другому.
Поэтому нынешняя кажущаяся стабильность курса нацвалюты потенциально очень опасна. И наше население не перестанет держать на руках доллары и евро. В тоже время лично у меня вызывает недоумение тот факт, почему в условиях ведения АТО на востоке страны наши финансовые власти и силовики до сих пор не закрывают вывоз капитала из Украины и коррупционные схемы дерибана бюджетных статей. Плюс в открытых экономиках власти понижают учетные ставки, а у нас, наоборот, НБУ в этом году уже трижды повышал эту ставку, доведя ее до 12,5%.
Непонятной также остается позиция нашего Нацбанка по поводу связывания уровня инфляции и учетной ставки НБУ. Дело в том, что денежные агрегаты в украинской экономике, в частности, скорость обращения денег в последние годы снижается. Поэтому инфляция носит не монетарный характер. Инфляция у нас структурная и уровень ее на отметке 19%. Но такая высокая инфляция у нас также и из-за того, что очень быстро растут тарифы естественных монополий.
Замечу, спрос в Украине падает, а на падающем спросе потребительская инфляция не бывает. Бывает дефляция, как сейчас в ряде стран Евросоюза. И вот теперь, когда в Украине тарифы естественных монополий выросли на проценты с двухзначными цифрами, то, соответственно, цены в экономике в целом выросли на размер инфляции издержек. Однако, инфляцию издержек (к сожалению, многие чиновники этого не понимают) монетарной политикой изменить нельзя. И все эти пустые разговоры о том, что будто бы НБУ борется с инфляцией, повышая учетную ставку, это не верно, т.к. не может Нацбанк бороться с тем, чего сам не создает.
Вот теперь еще раз возвратимся к вопросу о курсе гривны. Думаю, многим уже стало понятно, что у НБУ не осталось другого варианта, как при открытой рыночной экономике отпустить нашу нацвалюту. Потому что нет резервов, чтобы поддерживать курс гривны. Поэтому иного выхода нет. Плюс в золотовалютных резервах есть средства правительства, которые в ближайшее время будут нужны для погашения части внешнего долга. А рефинансирование его – под большим вопросом.
Убежден также, что деньги МВФ – это преддефолтный кредит. Судьба наша печальна, впереди нас ждут более серьезные потрясения. Еще и потому, что нынешний кризис в Украине привел к серьезному кризису государственного управления, модели государства, а действующие институты уже не справляются с новой ситуацией в стране. Учитывая всё это, уверен, нам надо использовать еще имеющийся потенциал девальвации гривны. Нужно девальвировать гривну и объявлять дефолт, а также лично я советую властям скорее начинать переговоры о реструктуризации долга с частичным его списанием (по примеру Польши и Греции). Уверен, кредиторы бы учли наши сегодняшние тяжелые условия.