О какой новой Сирии вообще может идти речь? Только в день проведения выборов было убито свыше 50-и человек, большая часть которых – мирное население. Изменится ли ситуация при «новом президенте», ведь при его правлении и прежде убивали и сегодня продолжают убивать инакомыслящих - в среднем по 200 человек в день. Ситуация в стране полностью вышла из-под контроля.
Конечно, в Сирии существуют проблемы, но большая их часть искусственно создана. Можно говорить о терроризме, который распространён на территории Сирийской арабской республики - САР, о расколе в Свободной сирийской армии – ССА (противостоящая действующей армии структура), что привело к появлению вооруженных группировок разного толка, о потоке боевиков из ряда государств на территорию САР, о конфессиональной проблеме. Но это всё второстепенные, хоть и важные вызовы для сегодняшней Сирии. Те же, кто пытается эти проблемы выставить, как первоочередные, – на самом деле забалтывают сирийский вопрос и подыгрывают действующей власти.
Например, говорить о терроризме, который возник в Сирии в связи с революцией, – смешно. Можно вспомнить о 1970-80-х годах, когда сирийскими властями создавались и поощрялись террористические организации для уничтожения граждан различных государств, особенно евреев. Причём, это был и наземный, и воздушный терроризм. Поэтому сомнения в том, что власть на протяжении многих лет финансирует террористические организации в Сирии, – быть не может.
Все остальные проблемы, на которых акцентирует внимание сирийский режим и его соратники, – фальшивы, надуманны и так же легко ставятся под сомнение, как и проблема терроризма. Но это не означает, что нет других вызовов. Удивительно, но основной негативный фактор лежит на поверхности.
Так, первая, главная, проблема - правящий режим. И в этом плане не стоит говорить лишь о Башаре Асаде, как о его источнике. Сегодняшний президент – это правопреемник режима, но не его основатель. Башар Асад проводит политику своего отца – Хафеза Асада – бывшего сирийского президента, который вошёл в мировую историю в роли кровавого диктатора.
Именно при Хафезе Асаде были организованы карательные спецподразделения – шабиха, которые, применяя жесточайшие пытки, уничтожали «несогласные элементы». До сегодняшнего дня шабиха используются в карательных и дознавательных операциях против сирийского народа. На счету этих формирований за 34 года их деятельности сотни тысяч убитых и искалеченных граждан Сирии.
Именно Хафез Асад впервые поставил вопрос о конфессиональном превосходстве. При его правлении алавиты (шиитское направление) захватили всю полноту власти в свои руки. С 80-х годов по сегодняшний день все государственные сферы контролируются алавитами-баасистами: исполнительная и законодательная власти, просвещение, армия, экономика, медицина. Хафез Асад создал ту искусственную черту в мусульманском мире Сирии, которая проведена и по сей день. И хотя многие алавиты, христиане, сунниты, друзы воюют на одной стороне против действующего режима, власти Сирии, не переставая, твердят о религиозной нетерпимости и вражде.
Не стоит забывать и о борьбе Хафеза Асада против политического инакомыслия. Так, чтобы уничтожить противостоящую ему силу - братьев-мусульман, бывший президент Сирии в 1982 году уничтожил - только в городе Хама - около 40 тысяч мирных жителей. Сегодня его сын, по официальным подсчётам, истребил около 200 тысяч сирийцев и столько же загнал в тюрьмы. Поэтому то, что сегодня испытывает Сирия, – следствие и режима, и наследственности.
Ещё одна ключевая проблема – идеологическая. Баасизм, как идеология, сформулированная Афляком в 1939-40 гг., сгнила, не успев себя исчерпать. Этому как раз и поспособствовал режим Асадов. Слово «баас» - название сирийской правящей партии – переводится, как возрождение. Создатели баасизма ставили на первое место постоянную просветительскую революцию, отсутствие диктатуры в рамках политики и религии, индивидуальные свободы граждан, создание интеллектуального ядра Сирии. Все эти идеи были разрушены Асадами. Поэтому то, что сегодня сирийские власти называют необаасизмом, является не чем иным, как диктатурой в чистом виде.
Основным результатом такого правления Асадов стала сформулированная идея войны. Сегодня граждане САР требуют не президента, они требуют полководца, который свергнет режим. Учитывая невозможность мирного урегулирования конфликта можно сказать, что главная ловушка для Сирии не в том, за кем она последует, а в том, кого она приведёт после неминуемого свержения Асада.