Почему? Да потому, что в прошлом году президент и премьер-министр допустили грубую ошибку, имея поддержку людей, они не вступили в схватку с олигархами. Ведь все мы прекрасно понимаем, что Конституцию Украины с её вообще-то справедливыми положениями фактически подменил наглый олигархизм. В результате у нас по сей день отсутствует независимая судебная система, не обеспечивается неприкосновенность частной собственности, нет независимого от властей законодательного процесса. Рынок вроде бы и существует, но без конкуренции, поскольку в Украине по-прежнему свирепствуют монополии, как правило, с привлечением коррумпированного административного ресурса. Именно поэтому реальная экономическая модель, которая сегодня функционирует в Украине, в принципе не может быть эффективной. О чем нам постоянно и открыто говорят западные партнеры. Итак, в монопольно-олигархической экономике Украины остается много системных проблем и недоработок, которые не позволяют ей динамично развиваться в инновационном ключе. Инвесторы это знают и ждут от нас радикальных перемен.
Более того, у нас уже практически нет прямых инвестиций. А, как известно, общее здоровье экономики страны – это ее ВВП. В зависимости от этого и будет изменяться взгляд инвесторов на Украину. Как же исправить данное положение? Рекомендовал бы Кабмину А. Яценюка на определенный срок срочно, буквально в течение двух недель, принять суперльготные условия для западных инвестиций. Только делать это надо очень оперативно, крайний срок – до середины февраля. Безусловно, в чем-то мы проиграем, однако, в главном – сохранении производства, банковской системы и фондового рынка – выиграем.
Рынок – это живое существо. Он не может долго стоять. Он либо растет, либо падает. Поэтому чиновникам и законодателям очень важно хорошо понимать, как иностранные инвесторы оценивают свои стратегические перспективы на украинском рынке? Словом, народным депутатам и правительству надо гибко и эффективно работать, а не просто наблюдать за развитием ситуации на рынке. Надо срочно создавать инвестиционную систему, которая бы связала банковский сектор с инвестициями в развитие украинского рынка. А государственное регулирование в экономике страны должно стать для иностранных инвесторов предсказуемым, прозрачным и стабильным.
Да и внутри страны у нас пока нет людей, готовых работать на рынке коллективных инвестиций. У нас в монопольно-олигархической экономике даже не создана инфраструктура для квалифицированных инвесторов. А ведь сбережения населения – это сейчас главный источник длинных денег для проведения экономических реформ, а также основной источник для фондирования украинской банковской системы и инвестиционный ресурс для реального сектора экономики Украины, включая, военно-промышленный комплекс. Пора бы «включить мозги» чиновникам и бизнесу, чтобы со своими проблемами и инвестиционными проектами справляться самим, а не бегать по всему миру с протянутой рукой. Плюс из-за прошлогодних драматических событий осталось очень мало иностранных инвесторов, готовых вкладываться в Украину. А борьба на глобальных рынках за инвестиции – очень высокая, и Украина ее сильно проигрывает.
Зато наши олигархи, пользуясь моментом, устраняют конкурентов и выполняют свои задачи. Уже только слепой не может не видеть, как они проводят четко спланированные атаки за самые сладкие и привлекательные объекты украинской экономики. И власть олигархов, как и в предыдущие все годы, не позволит проводить в Украине экономические реформы. Особенно там, где более всего затрагиваются их интересы, - в энергетике и в налогообложении, а также в приватизации и в поглощении предприятий, которые вряд ли были бы возможны без коррупционных схем.
Исходя из многолетнего личного опыта работы на рынке M&A, смею утверждать, что в 2015 году главные битвы на нашем рынке развернутся за объекты энергетики – давнюю страсть украинских олигархов. В условиях ведения АТО на востоке страны – это беспроигрышный способ заработать сверхприбыли. Даже Посол США в Украине Джеффри Пайетт предупреждает, что США могут инвестировать в развитие украинской энергетики, но при условии проведения необходимых реформ отрасли.