Президент США Дональд Трамп официально заявил о начале кампании вывода военного контингента США из Сирии. Причиной этого, с позиции американского президента, стала победа США над ИГИЛ. После соответствующего заявления он записал отдельное видеообращение на э ту тему, которое размещено на официальной странице Белого дома в сети YouTube.
"Мы долго воевали в Сирии. Я являюсь президентом почти два года, и мы по-настоящему усовершенствовали уровень боевых действий, мы победили и деловые. Мы их разгромили, разгромили наголову, вернули назад территорию, поэтому пора нашим войскам вернуться домой".
По словам Трампа, каждый раз, когда ему приходилось сообщать семьям и близким о погибших военнослужащих, он чувствовал угнетение. При этом он отметил, что американцы уже скоро увидят возвращение героев, которые до сих пор находятся на позициях в Сирии.
Решение удивившее многих
Такое решение Трампа было негативно воспринято не только европейскими партнерами, военные контингенты которых тоже находятся в Сирии, но и в внутри Америки. Так, в знак несогласия с действиями президента США в отставку подал министр обороны США «бешеный пес» Джеймс Мэттис, (должность будет занимать до февраля).
Мэттис сам обратился к Трампу с просьбой об отставке в ходе персональной встречи в четверг 20 декабря. Он также написал президенту письмо с этой просьбой, в котором объяснил свое решение тем, что Трампу следует найти на должность министра обороны человека, «взгляды которого были бы ближе к его собственным».
Действия Трампа вызвали недовольство не только среди оппонентов-демократов, но и среди соратников-республиканцев. Сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм заявил о намерении созвать слушания в Сенате по этому вопросу. Такие шаги поддерживают еще ряд сенаторов (Джин Шейхин (демократка), Джонни Кей Эрнст (республиканка), Ангус С. Кинг мл. (независимый), Том Коттон (республиканец), Марко Рубио (республиканец)), которые подписались под общим письмом к президенту США.
Шаг американского президента является не только и не столько откровенным пренебрежением интересами союзников (Великобритании, Франции, Израиля, сирийской оппозиции, курдов и в общем мусульман-суннитов), но и подыгрыванием тем противникам, которые практически находятся на грани поражения в Сирии (Россия, Ирану, Сирии Асада).
МИД Ирана порадовался решению Трампа вывести войска США: присутствие американских вооруженных сил на Ближнем Востоке изначально было ошибкой, так как они способствовали дестабилизации ситуации в регионе, считают в Тегеране.
Газета «Israel Hayom» объяснила, со ссылкой на иорданских официальных лиц, что действия президента США стали реальностью после достигнутых «закулисных дипломатических переговоров», в которых принимали участие Россия и представители Израиля, Иордании, США и Саудовской Аравии. При этом, как указывается, Москва дала согласие на продолжение своей работы в Сирии по сдерживанию деятельности в этой стране Ирана и движения «Хезболла». Именно это обстоятельство, среди прочих и стало почвой к принятому Вашингтоном решению.
Однако в Кремле опровергли сообщения о том, что принятое Трампом решение об уходе американских военных из Сирии стало результатом неких договоренностей с Москвой.
Данное решение Дональда Трампа стало не первым, которое негативно воспринимается как на внутриполитическом уровне, так и на внешнем. Тем более, что своими действиями президент по существу пренебрегает позицией собственной партии, не говоря уже об интересах союзников, а иногда идет вразрез со здравым смыслом.
Трамп установил антирекорд среди 44-х предшественников по количеству отставок в действующей администрацией. Особенно учитывая, что речь идет о ключевых должности - государственный секретарь, министр обороны, генеральный прокурор, помощник по национальной безопасности, глава аппарата Белого дома ...
Вывод будет. Но есть компромисс ли с Анкарой?
Турция поддержала решение США о выводе войск из Сирии. Об этом заявил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу. При этом турецкий министр отметил, что американский президент сделал важный шаг для политического урегулирования в Сирии. Вместе с тем был сделан акцент на то, что теперь нельзя допустить образования вакуума в Сирии, а поэтому этот процесс США должны провести скоординировано.
При этом «Wall Street Journal» сообщила, что решение о выводе войск американский президент принял после телефонного разговора с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Издание предположило, что президент Турции пригрозил военными действиями, если американские войска поддержат курдские вооруженные силы. Эту информацию бегло подтвердили в Белом дома.
Определенные аналитики высказали предположение о том, что камнем преткновения стал т.н. «курдский вопрос». США в последнее время (особенно перед атакой на Ракке), предоставило курдам значительное количество вооружения и техники, что не могло не встревожить Анкару, для которой попытки создания государства Курдистана является угрозой национальной безопасности.
Как можно предположить, после окончательного уничтожения ИГИЛ (а возможно и раньше) Эрдоган может прибегнуть к активным боевым действиям против курдов. А вывод американского контингента можно считать не только частью определенной договоренности, но и попыткой не втягивать США в вероятный конфликт с Турцией вокруг курдов.
Вооруженные формирования курдов насчитывается, по разным данным, от 30 до 60 000 бойцов. При этом они вооружены в основном легким вооружением. В случае если Турция предпримет широкомасштабные боевые действия, курдским военным формированием не обойтись без внешней помощи.
Военные эксперты предполагают, что если на курдов будет осуществлено наступление со стороны Турции, они могут пойти на сделку с Башаром Асадом, став его союзниками в борьбе с его оппозицией. Тем более учитывая то обстоятельство, что курды составляют самую большую, сплоченной и боеспособной частью сирийских оппозиционных сил.
Удивил и обескуражил союзников?
Реакция «союзников» и средств массовой информации на решение американского президента была неожиданно-отрицательная. Большинство из высказанных позиций и сообщений по этому поводу сводятся к тому, что такие действия США является не только преждевременными, но и опасными. Ведь таким образом ситуация в Сирии может обостриться, а этим фактом могут воспользоваться враги.
Министр иностранных дел Германии Гайко Маас отметил, что решение Белого дома «вызывает удивление» у власти ФРГ. Он подчеркнул, что позиции исламистов в Сирии серьезно ослаблены, однако достигнутые успехи теперь под угрозой. Вывод войск США с территории Сирии негативно скажется на борьбе с ИГИЛ.
Министр по европейским делам Франции Натали Луазо заявила, что не намерена выводить свой военный контингент из Сирии.
Обеспокоенность выразил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, ведь после вывода американских военных эта страна остается один на один с иранскими войсками у своей границы.
Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека сообщает, что в войсках сирийской демократической оппозиции называют решение Трампа «ударом в спину». Тем более, что в пределах контролируемой территории ИГИЛ – еще около двух тысяч террористов, среди которых, вероятно, и те, что устроили теракты в Париже и Сен-Дени в ноябре 2015 года. Война отнюдь не утихла: только за последние три месяца, пока шли бои за Хаджин, сирийские демократические силы потеряли 550 бойцов и уничтожили 1000 иниловцев.
СМИ о Трампе и о выводе
Достаточно недипломатично действия американского президента оценивались в Times (Великобритания), на страницах которого было отмечено, что решение Трампа «стало сюрпризом и для госдепартамента, и для Пентагона, показав недостатки в американской вертикали военного командования».
Издание отметило, что решение американского президента было принято без консультаций с Великобританией и Францией, им было продемонстрировано «шокирующее пренебрежение к союзникам».
Официальный Лондон оказался в ситуации, когда ему придется решить вопрос о своем военном присутствии в Сирии, хотя со стороны британских чиновников и не озвучивается намерение покинуть эту страну и прекратить предоставлять совещательную и другую помощь курдам.
Большинство не только официальных лиц различных государств, но и печатные издания и информационные агентства весьма негативно восприняли решение Вашингтона. В большинстве сообщений говорится, что война с терроризмом не закончена, особенно в контексте терактов в Страсбурге. В этом и других контекстах рано заявлять о полной победе над ИДИЛ, поскольку боевики по-прежнему удерживают на юго-востоке Сирии несколько поселков недалеко от границы с Ираком.
Спасла ли ситуацию реакция Белого дома?
Для усмирения «союзников» в Белом доме поспешили сообщить, что вывод наземных частей США не означает, что коалиция перестанет существовать, что борьба с экстремистами прекратится, она «переходит в новую фазу». «США и далее готовы включаться в операции для защиты американских интересов»» (пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс).
Дополнительно было отмечено, что США осуществит вывод наземных частях (около двух тысяч военнослужащих, тогда как авиация и флот остаются в пределах региона, а поэтому в случае необходимости смогут оказать поддержку из Средиземного моря и с аэродромов в Катаре и Ираке. Сотрудники Госдепартамента США оставят Сирию в течение 24 часов, а на сам выход американских военных с территории страны, которых по данным Пентагона, дислоцируется около двух тысяч, нужно от 60 до 100 дней.
С начала выборов и инаугурации Трамп делает неоправданные и экстравагантные шаги, которые ослабляют роль США. Не случайно его за глаза называют «троянским конем» американской политики. Он разбалансирует и «расшатывает» американскую политическую систему. Тем самым, своими внешнеполитическими выходками он пытается скрыть критические и кризисные моменты своего внутриполитического управления США.
Своими неожиданными внешнеполитическими действиями в Сирии Трамп прямо или косвенно подыгрывает внешним врагам США, в первую очередь России. Хотя всеми действиями американский президент пытается показать обратное.