ГоловнаСвіт

Українці в Ізраїлі. Вони називають себе "біженці"

Главным условием репатриации в Израиль является факт принадлежности к еврейскому народу – хотя бы наличием ¼ части еврейской крови. Но, как выяснилось, это главное, но отнюдь не обязательное условие. В последние 3 года в Израиль едут и украинцы, которые к еврейству не имеет никакого отношения.

Фото: EPA/UPG

Израиль с самого начала своего основания был похож на плавильный котел. Сюда приезжали и продолжают приезжать люди с разных частей света в желании обрести свою новую-старую Родину. Люди едут каждый со своими традициями, культурой, менталитетом и вносят в жизнь маленькой страны каждый что-то свое.

Но где бы ты не жил и откуда бы ты не приехал в Израиль – главным условием так называемого «возвращения на историческую Родину» является факт принадлежности к еврейскому народу – хотя бы наличием ¼ части еврейской крови. Но, как выяснилось – это главное, но отнюдь не обязательное. В последние три года в Израиль едут и украинцы, которые к еврейству не имеет никакого отношения.

Город Львов. Таксист Николай везет меня по старым улочкам древнего города. По дороге разговорились. Николай сам родился во Львове, хотя родители из села. Ему слегка за тридцать, женат, есть две маленьких дочки. С работой всегда было туго, а в последние три года совсем печально. Вот и вспомнил Николай о своем свояке, который еще в девяностых женился на еврейке и вместе с супругой уехал в Израиль. Тот рассказывал, что все у него там в «земле обетованной» отлично: квартира хоть и съемная, но хорошая, дети в школе. У них с женой есть работа. Почему бы не поехать в Израиль? Несмотря на то, что они с женой и не евреи, в интернете множество предложений, как без этого условия переехать жить и работать в Израиль.

Фото: MIGnews.com.ua

Во всемирной паутине действительно есть порядка двух десятков сайтов, которые предлагают свои услуги. Суть предложения – помощь в оформлении статуса беженца в этой ближневосточной стране. Цены разнятся от 200 до 1.000 долларов.

И, как выяснилось, желающих стать украинскими беженцами в Израиле предостаточно. Начиная со второй половины 2014 года, в самый разгар боевых действий на востоке Украины, в Израиль хлынул поток туристов: благо, с 2011 года между Украиной и Израилем отменены визы. Владельцы местных турагентств уже потирали руки в ожидании отличного дохода. Да не тут-то было: буквально с трапа самолета свежеиспеченные туристы сразу переквалифицировались в «беженцев» и прямиком направлялись в район Южного Тель-Авива, где и расположен центр для работы с беженцами. Ведь Израиль подписал документы ООН о статусе беженца и, согласно международному праву, государство обязано начать процесс рассмотрения о предоставлении такого.

Согласно определению Женевской конвенции ООН о статусе беженца 1951 года беженцем считается тот, кому грозят вполне обоснованные опасения, лицо может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства и принадлежности к той или иной социальной группе (и так далее).

Пользуясь именно этой конвенцией, а так-же тем, что в Украине велись активные боевые действия на ее определенной территории, в Израиль хлынул поток из Украины. Однако интересно отметить, что основной приток пришелся вообще на 2015 -2016 года. Главное для большинства претендентов на статус беженца из Украины было пройти первые процедуры и ждать пока неповоротливая бюрократическая машина сможет принять какое-то решение. А уж за это время можно и устроится на работу – в большей части, нелегально. Хотя многим так называемым лже-беженцам выдаются специальные визы, которые позволяют им временно работать.

Фото: EPA/UPG

В итоге, если до 2014 года основную массу нелегалов в Израиле составляли выходцы из Эритреи (африканская республика, где уже много лет идет кровопролитнейшая гражданская война), то теперь пальму первенства перехватили выходцы из Украины. Правда, ноздря в ноздрю с гражданами Украины идут и граждане Грузии. И если первые говорят, что приехали в Израиль спасаясь от войны (кстати, так называемых беженцев из центральных и западных регионов страны куда больше, чем из восточных), то вторые, грузины, основным мотивом называют преследование по политическим мотивам (вероятно, выдавая себя за сторонников Саакашвили).

Южный Тель-Авив, район Флорентин в южной части города. Этот район всегда считался самым неблагополучным в центре страны. Тут проживают в основном беженцы из стран Африки. Еще лет десять назад место было известно как район проституток. Так вот, тут с самого раннего утра выстраивается очередь к одному из офисов – это единственное место на весь центр страны, где работают с беженцами. Тут принимают просьбы об признание беженцами, сразу после рассмотрения документов.

За последние больше чем три года только гражданами Украины было подано более 6 тысяч заявлений с просьбой о предоставлении статуса беженца. Правда, решений с положительным ответом из всей этой массы было всего единицы. Так, на конец 2016 года из общей суммы поданных заявлений граждан всех стран мира – около 11.000 человек, было удовлетворенно всего восемь ходатайств. Но это не останавливает граждан Украины.

Фото: djc.com.ua

Дело в том, что пока рассматриваются прошения – а это может происходить месяцами, человека не могут депортировать и он автоматом получает специальную визу, которая позволяет ему временно трудоустроится. Понятно, что работа по такому типу визы предоставляется низкоквалифицированная – по большей части уборка. Но и этому очень рады туристы из Украины, приехавшие с целью подзаработать.

Наталья приехала в Израиль весной 2017 из Хмельницкого. Она с самого раннего утра стоит в очереди в офис МВД, где рассматривают документы беженцев – здесь она уже в четвертый раз. Каждый раз сотрудники офиса просят ее принести все новые и новые документы. Тут в очереди, состоящей в основном из выходцев из Украины и Грузии, уже давно сложились свои законы. Можно даже купить место в очереди, чтобы не стоять под палящим восточным солнцем. Но Наталья предпочитает стоять – денег на ускорение прохода к специалисту у нее нет, она экономит каждый шекель.

Она рассказывает, что визу для возможности работать она пока еще не получила. Живет у своей старой подруги из Хмельницкого, которая репатриировалась с мужем еще в 90-е. Работает пока нелегально, часто через знакомых убирает квартиры. Повезло: попала на уборки перед Песахом (религиозный праздник у евреев – авт.), заказов было много. Но при этом платят меньше, даже чем минималка. Не понравится уборка – могут и полиции сдать. Несколько раз вообще отказывались платить, просто выгоняли. А ведь ничего и не сделаешь: полицию позовешь – мигом депортируют. Так что тут полная бесправность.

В Израиле, впрочем, как и по всему миру, нелегальная работа контролируется криминальными структурами. Так, нелегалки из Украины в 2000-е года работали проститутками в так называемых «махон – бриют» - «салонах здоровья». В том же южном Тель-Авиве. Там, в этих притонах, женщин закрывали на ночь. Притоны с трудом удалось ликвидировать в концу нулевых, а проституток из Украины отправить на Родину. Новая волна так называемых беженцев пока еще не была замечена в проституции, но не равен час… И это очень сильно тревожит власти в Израиле.

Фото: EPA/UPG

Дабы не допустить срастания массы так называемых «беженцев» из Украины с миром криминала Израиль пошел на беспрецедентные меры. Изначально, несмотря на безвизовый режим, усложнил попадание граждан Украины в Израиль. Сейчас это возможно сделать только на границе – то есть в аэропорту им. Бен Гуриона. Всех, кто приезжает без приглашения от друзей-родственников, без ваучеров о бронировании отелей – тех заворачивают. И это своего рода негласная позиция Израиля, дабы защититься от тех, кто планирует выдавать себя за беженцев.

А еще совсем недавно тот самый центр по работе с беженцами временно закрыли (причин израильская бюрократия для этого может найти сколь угодно). И поэтому шансы даже подать документы на рассмотрение, а в это время подрабатывать, сведены к нулю. Хотя, увы, и это не особо останавливает. Украинцы в последние три года повспоминали о существовании своих друзей и родственников в Израиле, которые поуезжали на ПМЖ в девяностые и нулевые (в налаживание оперативной связи помогли соцсети) и получают приглашение уже от них. А уж по прибытию в эту ближневосточную страну – каждый сам за себя, там как карта ляжет.

Фото: EPA/UPG

По разным подсчетам в Израиле сейчас нелегально находятся от 50 до 70 тысяч граждан Украины. Выловить их крайне сложно, ибо они легко влились в среду так называемой «русской улицы», к которой коренные израильтяне причисляют, по-прежнему, выходцев из бывшего СССР (особенно из России, Украины и Беларуси). И только лишь попавшись на нелегальной работе некоторых из них сперва сажают в тюрьму, а уж после депортируют.

Таксист Николай из Львова уже встретился с представителем одного из агентств, которые консультируют украинцев и якобы оказывают помощь в приобретении статуса беженца. Он заплатил деньги и уверен, что ему удасться максимально долго продержатся в Израиле дабы подзаработать денег. Ну а если вдруг не получится с Израилем, он уже ищет такую же возможность заработка в Европе. А что – с Европой ведь теперь тоже безвиз. На мой вопрос – почему бы не получить рабочую визу и не поехать работать в Израиль официально, Николай только пожал плечами: ну это же дольше! Да и вдруг не дадут…

Евгений ЛеснойЕвгений Лесной, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram