ГоловнаСвіт

Нова зона

"Спустя четыре года после аварии на АЭС "Фукусима-1" власти Японии не могут справиться с общественным недоверием, самоубийствами эвакуированных и самосёлами возле атомной станции. Дениэл Элдрич, профессор директор программ Азии Purdue University, о ситуации вокруг "второго Чернобыля".

Дениэл Элдрич
Фото: www.eastwestcenter.org
Дениэл Элдрич

В первые дни большинство японцев даже не знало, что случилось что-то плохое. Из-за землетрясения и цунами, телефоны, Интернет и другие формы коммуникации не работали. Многие люди, которые жили рядом с самой АЭС "Фукусима-1" не понимали истинного масштаба аварии в течении нескольких дней. Когда правительство, наконец, начало эвакуацию людей из зоны поражения, не было никакой паники - в Японии давно привыкли к стихийным бедствиям.

Но в этот раз это было не обычное цунами, а потому власти не были готовы к радиационной аварии. Например, никто не получил таблеток калия или йода для профилактики рака щитовидной железы - некоторые местные органы власти не имели этих препаратов в своём распоряжении, другие же пренебрегли ими. Видимо, они посчитали, что ситуация не настолько опасная, чтобы расходовать запасы. Но главное - эвакуация не всегда проводилась вовремя. Некоторые общины в очаге излучения - такие, как Иитате - не были эвакуированы правительством в течение нескольких дней. Там дети играли на улице прямо при повышенном радиационном фоне.

Кроме того, центральное правительство утаило информацию о радиации и после этого потеряло доверие со стороны населении. Модные раньше программы, которые позволяли отслеживать состояние оборудования компании-оператора АЭС Tokyo Electric Power Company (ТЕРСО), на станции которой и произошла аварии, оказались неточными и показывали, что на "Фукусиме" всё работает в нормальном режиме. Это программы подорвали доверие также и к частным компаниям, которые долгое время не могли ничего сказать о радиации.

Журналисты и работники компании Tokyo Electric Power Co. инспектируют работы на АЭС в Фукусиме. Март 2015 года
Фото: EPA/UPG
Журналисты и работники компании Tokyo Electric Power Co. инспектируют работы на АЭС в Фукусиме. Март 2015 года

Уже после эвакуации центральное правительство и компания TEPCO выплатили финансовую компенсацию отдельным семьям, которые покинули свои дома. Тем не менее, для многих людей эта компенсация стала плохой заменой их нормальной жизни, а главное того дома, который они вынуждены были покинуть. Некоторые проигнорировали приказ об эвакуации и вернулись, чтобы заботиться о своих сельскохозяйственных угодьях и животных, несмотря на высокий радиоактивный фон в этом районе. Так что сейчас у Японии есть свои самосёлы, так же как и в украинском Чернобыле. Часть эвакуированных покончила жизнь самоубийством, из-за постоянной тревоги депрессии и оторванности от дома. В целом, большинство людей, которые покинули этот район, имеют более высокий уровень психического беспокойства и депрессии по сравнению с беженцами, вынужденными покинуть родные места из-за цунами, которые не сталкивались с проблемой радиации.

2015 год. Японцы возлагают цветы в память о погибших в Намиэ. Посёлок пострадал от землетрясения и цунами и последующей аварии
на АЭС и впоследствии был эвакуирован.
Фото: EPA/UPG
2015 год. Японцы возлагают цветы в память о погибших в Намиэ. Посёлок пострадал от землетрясения и цунами и последующей аварии на АЭС и впоследствии был эвакуирован.

Сейчас в Японии есть и своя Зона отчуждения. Центральное правительство перекрыло доступ больше чем городам в 20 километрах от атомной электростанции. Власти пытались создать временные приюты для многих эвакуированных - а это более 60 тысяч человек - по всей стране, но только сейчас смогли решить жилищный вопрос.

До катастрофы на АЭС "Фукусима-1" японское общество полностью поддерживало ядерную энергетику. Более двух третей всех японцев хотели построить больше атомных станций у себя дома. Это должно было обеспечить более дешевую электроэнергию везде. Теперь, после аварии, эта цифра перевернулась - две трети хотят навсегда забыть об этом виде энергетики и закрыть все АЭС в Японии.

Но правительство не прислушивается к этому мнению, так как в этом году в Токио дали команду перезапустить остановленные после цунами станции, которые до этого простояли много лет. Власти утверждают, что они стали более безопасными, но сейчас в обществе уже не верят в это. Слишком долго всех убеждали, что атомная энергия абсолютно безопасна, а АЭС защищены от цунами и землетрясений. Теперь этот "пузырь спокойствия" лопнул, и потому никто не захочет опять наращивать зависимость от этого источника энергии.

Что же касается самой префектуры Фукусима, то ученые не знают, будут ли города Футаба или Охкума заселены вновь. Правительство пытается вновь насыпать почву в некоторых соседних поселениях, но большинство наблюдателей считают, что пройдет очень много времени, прежде чем люди могут вернуться в города и деревни в непосредственной близости от "Фукусимы-1". И даже тогда нужно будет решить, что делать с сотнями тысяч тонн загрязненной воды из реакторов, а также успокоить людей, уверив их, что дожди и погодные явления не приведут к росту радиоактивности в этих мёртвых землях.

Загрязненный радиацией грунт в пластиковых пакетах возле кладбища в районе деревни Иитата
Фото: EPA/UPG
Загрязненный радиацией грунт в пластиковых пакетах возле кладбища в районе деревни Иитата

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram