С момента избрания кандидатом от Социалистической партии для участия в майских выборах 2012 года, Франсуа Олланд не устает повторять, что он является ярым сторонником этой меры. С чисто электоральной точки зрения, его позиция является более чем логичной, учитывая то, что новоприбывшее население Франции в подавляющем большинстве своем чувствительно к извечной тематике партий левого и крайне левого толка, к таким вопросам как социальная защита или доступ к образованию. Таким образом, если бы иностранцы получили право голоса, они бы автоматически обратились к тем, кому небезразличны их ежедневные проблемы.
8 декабря Сенат, где социалисты теперь имеют большинство голосов, должен обсуждать законопроект на эту тему. 3 мая 2000 года, когда Национальная Ассамблея и правительство были в руках социалистов, этот же текст был принят, несмотря на противостояние правых сил. 28 ноября этого года, в эфире BFM TV – RMC Франсуа Олланд попытался разрядить немного обстановку, уточнив, что право голосования для иностранцев было уже принято девятнадцатью из двадцати семи государств Европейского Союза. Он также обвинил правых в том, что они стараются разжигать «опасения» французов вокруг вопроса, в котором они демонстрируют свою несомненную открытость духа. По данным исследования, проведенного BVA и опубликованного 28 ноября 2011 года в издании Parisien-Aujourd’hui, 61% населения поддерживает возможность голосования для иностранцев.
Саркози обрушился на предложение, которое сам поддерживал
Со своей стороны, глава государства Николя Саркози подчеркнул во время 94-го конгресса мэров Франции 23 ноября, что он против этого предложения, которое он назвал «опасным», поскольку оно несет «риск глубоко разделить французов в момент, когда как никогда нам необходимо объединяться».
Тем не менее, он не всегда придерживался этого мнения. 24 октября 2005 года Николя Саркози заявил в газете Le Monde: «Я не нахожу ненормальным, чтобы иностранец, имеющий стабильное положение, работающий, выплачивающий налоги и проживающий не менее шести лет во Франции, мог голосовать на муниципальных выборах». В 2006 году, в своей книге под названием «Свободный», он вновь высказался о приемлемости этой идеи, при условии, что такая же норма будет принята в странах происхождения потенциальных избирателей. Наконец, в 2008 году Президент вновь высказался в поддержку этого права «с интеллектуальной точки зрения».
При том, что все указывает на то, что Президент убежден в этом принципе, как можно объяснить такой разворот во мнении? Сам Николя Саркози, сын иммигранта, предпочел придушить свое личное мнение в пользу того, чтобы принять мнение своей политической семьи, которая яро выступает против этого проекта. Среди прочего, на эту странность ответом может быть «охота» за избирателями Национального фронта – главной националистической партии страны. В таком случае, Президент явно наступает себе на горло, когда утверждает теперь, что он «давно считает, что право голосовать и право быть избранным в нашей стране должно оставаться правом, привязанным к французскому гражданству».
Невидимая угроза
Будучи политкорректным настолько, насколько это возможно, данное предложение, связанное с правом голосовать для иностранцев, несет в себе все характерные черты «ложной правильной идеи». При том, что основывается оно на идее равных возможностей для всех – французов и нефранцузов – кто живет простой ежедневной жизнью, само по себе оно несет скрытый порок, опасность которого сразу в глаза не бросается.
Предоставление ограниченного права голоса выходцам из стран – не членов ЕС может со временем, в сочетании с другими мерами, также представляемыми как прогрессивные и гуманные, привести к возникновению третьей категории населения на французской территории. Наряду с гражданами (наследственными или натурализованными) и иностранцами (имеющими и не имеющими документы) в обществе может укорениться и закрепиться промежуточный статус «полуграждан». Положение этих людей, не обладающих всеми гражданскими правами, будет наполовину достойным зависти, но и наполовину зыбким.
Хотя, процесс этот начался уже лет десять назад, когда правительство социалистов во главе с премьер-министром Лионелем Жоспеном приняло и реализовало в 2000 году программу Общего медицинского обеспечения (ОМО). ОМО – это социальная программа, позволяющая любому резиденту Франции пользоваться минимальным социальным обеспечением. Наряду с наименее обеспеченными французами главными бенефициарами этой меры являются иностранцы. Тем не менее, при том, что пациентов по программе ОМО вполне нормально обслуживают терапевты, их коллеги с узкой специализацией слишком часто отказываются их принимать, даже несмотря на то, что это строго запрещено законом.
Вполне можно предположить мультиплицирование в будущем подобных «социальных продвижений» для иностранцев, например: доступ к аренде социального жилья – но не к владению им; лучший доступ к системе образования – но не к высшему образованию; возможность занимать некоторые должности на государственной службе – но не в сферах ведения стратегических министерств, таких как Минобороны, МВД и т.д.
В конечном счете, если бы реализовалось нечто наподобие вышеописанного сценария, власти могли бы ограничиться более обширной раздачей видов на жительство, дающих определенный набор прав, вместо того, чтобы играть в карту получения французского гражданства. При таком проекте, вполне вероятно, что нам удалось бы укрепить социальный мир в неблагополучных районах, или это простимулировало бы развитие чувства принадлежности к французской нации среди молодежи в среде иммигрантов.