В сопроводительных документах, распространенных Белым домом, он указал, что «одобряет предлагаемое соглашение» и считает, что его выполнение не создаст «неоправданных рисков», а, напротив, будет способствовать упрочению «общей обороны и безопасности».
Межправительственное соглашение было подписано в мае 2008 года в Москве. Оно носит рамочный характер и устанавливает основные принципы сотрудничества двух стран в своей области.
При его заключении тогдашняя администрация президента Джорджа Буша подчеркивала взаимовыгодный характер этой договоренности. Однако в сентябре того же года, после событий на Кавказе, она отозвала соглашение из Конгресса.
Теперь Обама, по его словам, пришел к выводу, что, во-первых, «ситуацию в Грузии нет нужды более рассматривать как препятствие для продвижения вперед предлагаемого соглашения», а во-вторых, что «уровень и масштабы сотрудничества США и России по Ирану достаточны для повторной передачи» документа в Конгресс.
Международные соглашения о сотрудничестве в области мирного атома в США именуют «соглашениями 123» - по соответствующему разделу («Сотрудничество с другими странами») американского закона 1954 года об атомной энергии. В Конгрессе их утверждение проходит по упрощенной процедуре.
Соглашения автоматически вступают в силу через 90 дней после отправки туда, если против них не возникает возражений. При желании блокировать такой документ законодатели должны принять специальную резолюцию.
Обама в своем послании Конгрессу подробно обосновал свою поддержку «соглашения 123» с Россией. Он подчеркнул, что Вашингтон и Москва «существенно расширили сотрудничество в области ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии за последние 12 месяцев» - начиная с создания профильной рабочей группы в двусторонней Президентской комиссии по сотрудничеству.
Прогресс закреплен в целом ряде двусторонних решений и документов, включая новый договор по СНВ, который президент США в очередной раз назвал историческим.
Согласно сопроводительным запискам, соглашение по мирному атому заключается сроком на 30 лет и делает возможной передачу на основании соответствующих лицензий «технологии, материалов, оборудования (включая реакторы) и компонентов для ядерных исследований и производства атомной энергии».
Разумеется, предусмотрены и ограничения, включая запрет на передачу секретной информации.
Таким образом, если документ будет подписан, и Россия, и США получат возможность торговать атомными технологиями в коммерческих целях. У РФ появится право на импорт, хранение и, возможно, переработку отслуживших топливных стержней из США или любой другой страны, где используются американские ядерные реакторы.
Переработка радиоактивного топлива обещает стать крайне выгодным бизнесом в России, который пополнит госказну на сотни млн долларов, отмечает советник директора Курчатовского института Юрий Гагаринский.
«Вопреки расхожему мнению, этот процесс абсолютно безопасен и не представляет угрозы для человека. У России есть все возможности для проведения этих работ. Так что договоры по этому поводу выглядят очень перспективными», - подчеркнул эксперт.
«Росатом», в свою очередь, не опроверг информацию о ядерном пакте, однако и комментировать ее не стал до того, как соглашение будет передано в конгресс США.
Как заявил источник, близкий к ядерным переговорам, это произойдет в ближайшие дни – ориентировочно к 12 мая.
На данный момент мнения американских конгрессменов разделились. Многие из них считают пакт слишком большой уступкой России, которая недостаточно активно участвует в санкциях против Ирана.
В частности, Ванн ван Дипен, советник госдепартамента США по проблеме нераспространения ядерного оружия, заявил подкомитету палаты представителей: «Мы склоняемся к тому, чтобы осудить решение Белого дома подать проект ядерного пакта в Конгресс».
По его мнению, пакт можно будет рассматривать только после того, как Вашингтон добьется от Москвы реальных действий в отношении Ирана, пишет The New York Times.
Между тем администрация Обамы утверждает, что соглашение с Россией и иранская проблема не имеют ничего общего. По словам источника американской газеты, препятствием на пути санкций в отношении Ирана является Китай, а не РФ.
Отметим, что в соответствии с законодательством США, ядерный пакт не считается договором и не требует одобрения Конгресса. Однако администрация президента передает его на изучение конгрессменам на 90 дней. Если текст потенциального соглашения вызовет вопросы, конгрессмены имеют право провести голосование по запрету на подписание документа.
Впрочем, даже после этого у президента останется право вето на решение Конгресса. Конгрессмены, в свою очередь, могут отменить и вето – если за отмену проголосуют 2/3 политиков.