В последнее время модно говорить о размытости национальной идентификации - мол, скоро олимпийские сборные по своей пестроте будут напоминать передовые футбольные клубы, и словосочетание «болеть за наших» окончательно потеряет всякий смысл. Впрочем, дело не столько в национальном признаке, сколько в социальных, если не сказать в видовых отличиях спортсменов от нас, простых зрителей.
На олимпиадах уже давно не побеждает парень из соседнего двора. Он вырван с корнем из нашего общества. Нет его среди нас! Спорстмены не ходят по улицам, не ездят в метро, не сидят в кафешках и не ведут блоги. Они тренируются с детства круглые сутки, подолгу живут за границей, кушают разрешенное врачами и закусывают таблетками, а на досуге залечивают очередную травму. Их собеседники - психологи и спортивные функционеры.
Спортсмену нынче отказано в человеческой сущности. Он должен быть машиной, заточенной на одну задачу, и это порождает соответствующее отношение — мы уже не воспринимаем их не только как соотечественников, но и как людей. И чем выше на пьедестале поднялся спортсмен, тем более он отказал себе в человеческой сущности.
Зритель не понимает и вряд ли уже когда-нибудь поймет, как человек может делать то, что сейчас делают олимпийцы.
Нет никакой разницы - гоняются соревнующиеся на бобах, квантовых трансглюкаторах или метлах, все равно в бобе зритель никогда не сидел и сидеть не собирается. Видели ли вы, как сосед с сыном во дворе играет в керлинг? Много ли километров вы пробежали нынешней, весьма снежной зимой? Была ли винтовка у вас за плечами? Сколько клюшек вы сломали за зиму?
Психология у спортсмена по меркам других людей явно нестандартная, а их времяпровождение обычного гражданина не касается…
Что же остается для идентификации олимпийца как человека, кроме его материального тела? Да и возможна ли такая идентификация, если учитывать бесконечные травмы и лечения, гормоны и химию, специфику метаболизма.
Коммерциализация и золотой дождь, пролившийся на Олимпийские игры, лишь продлили исчезающий интерес, вызванный оторванностью большого спорта от жизни обывателя. Есть некая квазиреальность за экраном телевизора, на которую можно взирать, если больше смотреть некуда. Не цепляет за душу в силу дистанции огромного размера. Получается эдакая «Санта-Барбара» в спортивном прикиде. Проиграли — ну, я так и знал, куда им? Выиграли — ну надо же, повезло.
А ведь он, зритель и гражданин — покупатель всего этого спортивного действа, потребитель и клиент. И с каждым годом продать ему Олимпиаду будет сложнее, если, конечно, не придумать какого-нибудь душераздирающего дополнения к основному блюду. На этой Олимпиаде скуку разгонял российский фигурист Евгений Плющенко, который отказался признать оценки жюри и демонстративно становился на первую ступень на пьедестале.
В следующий раз привлечь внимание охладевших зрителей к Олимпиаде можно будет уже разве что смертоубийством.
От редакции
На днях вышел мартовский номер популярного журнала Rolling Stone с чемпионом Ванкувера сноубордистом Шоном Уайтом на обложке. Уайт позирует с горящим сноубордом, что должно вызвать ассоциации с легендарным Дхимми Хендриксом, позировавшим для этого же издания с горящей гитарой.