ГоловнаСпорт

Снять проклятие плей-офф

В субботу сборная Украины сыграет с греками первый матч за право поехать на чемпионат мира. При этом для нашей команды игры плей-офф – что для Германии война на два фронта. Три свои предыдущие «войны» украинцы проиграли, и калибр соперника не имел значения. Мы предлагаем вспомнить, как это было.

Снять проклятие плей-офф

Впервые засветиться в играх на вылет сборной Украины судилось в отборе на ЧМ-1998. Украинцы после провала в предыдущем отборочном цикле весьма неожиданно заняли в группе второе место, дважды оставив ни с чем Северную Ирландию, выстрадав победу в домашнем матче с Португалией и отстояв ничью с немцами. Впереди нас поджидала Хорватия.

Плей-офф имени Педерсена

Фото: Александр Задирака

С «клетчатыми» сборной уже доводилось играть – в отборе на ЧЕ-1996. Хорваты катком проехались по нашей команде в Загребе (4:0), а в Киеве сенсационно проиграли – 0:1 (спасибо «пушке» Юрия Калитвинцева). При этом осенью 1997-го Украину в аутсайдеры могла записать разве что хорватская пресса. Костяк сборной составляли игроки «Динамо», которые уже «покусали» ПСВ и саму «Барселону» в Лиге чемпионов.

Но карты спутали дисквалификации Лужного и Шевченко, вдобавок не смог сыграть Калитвинцев. Потеряв лидеров в каждой из линий, украинцы уступили в Загребе 0:2. Через полмесяца в Киеве болельщики увидели настоящую сборную Украины – киевское «Динамо», переодетое в форму национальной команды (в стройные ряды динамовцев затесался лишь один «чужак» – зенитовец Сергей Попов). Со стартовым свистком наши игроки взяли такой сумасшедший темп, что у хорватов голова пошла кругом. На четвертой минуте забивает Шевченко, еще через четыре оборота секундной стрелки Косовский выравнивает положение по сумме двух встреч, но… норвежский арбитр Руне Педерсен фиксирует несуществующий офсайд. А в середине первого тайма Бокшич сравнивает счет. Игра для хорватов была сделана.

Арбитр Педерсен, не засчитав гол, подтвердил неслучайность созвучности своей фамилии собирательному образу украинского футбольного судьи и на долгие годы стал героем фольклора. А то, что Шевченко отличился из офсайда, как и то, что не судья помог хорватам забить, было уже не столь важно. Вместо признания того, что сборная пока была не готова к выходу из плей-офф, у нас все свалили на человека в черном.

Александру Шовковскому посвящается

Фото: Александр Задирака

В отборе на Евро-2000 сборная вновь финишировала в группе второй. В актив себе мы могли занести домашнюю победу над Россией и две «нулевки» с чемпионами мира французами (гостевой могло и не быть, не вздумай Шевченко по-пижонски пробить Бартезу меж ног). Ответный матч с Россией сборной не удался, но помог случай, а то, что сотворил российский вратарь, позже окрестят «феноменом Филимонова».

Существует ли в природе «феномен Шовковского»? Наверное, да. Тащить неберущееся и в то же время совершать ошибки уровня вратаря второй лиги – это о нем. В 1999-м «Динамо» могло добиться наивысшего успеха в истории – выйти в финал Лиги чемпионов; у сборной был свой «Сталинград» – матчи плей-офф. Оба раза, во многом из-за Шовковского, миссия не была выполнена.

От сборной в матчах со Словенией ждали «разговора по душам», а последнее слово, конечно же, должно было остаться за нашими. На практике выходило с точностью до наоборот. Украинцы в обоих поединках первыми открывали счет, но в итоге только этим и могли похвалиться. В Любляне все перевернул с ног на голову второй тайм, запомнившийся удалениями Парфенова и Гусина, а также пасом Шовковского на Ачимовича с последующим забросом за шиворот вратарю. Кстати, спустя годы наставник украинцев Йожеф Сабо объяснит удаление двух наших игроков тем, что балканские федерации сохранили хорошие связи в ФИФА и УЕФА.

В ответном матче арбитр не был самой заметной фигурой, но в ход действа вмешался снегопад, помешавший техничным украинцам (да-да, было и такое) показать свои лучшие качества. Словенцы на поле, быстро превратившемся в огород, славно окопались и смотрелись как минимум не хуже. Гол, забитый Ребровым с пенальти, выбивался из логики сражения и точно не соответствовал драматизму битвы. А если вспомнить, что банальность из противостояния двух середняков европейского футбола улетучилась еще в перерыве матча в Любляне… Рикошет от кого-то из украинцев и гол стали итогом мучений одних и футбольной пылкости других. Сборная Украины оказалась неготовой обыгрывать крепко сбитого соперника на одном лишь классе.

Наша мета – не 2002!

Фото: Александр Задирака

Весь последующий отборочный цикл стал продолжением матчей со Словенией. Сборная, которую возглавил сам Лобановский, показывала настолько невзрачную игру, что впору было волосы на себе рвать. При этом под не самых сильных соперников по группе (Польша, Норвегия, Уэльс, Беларусь) был придуман звучный слоган «Наша мета – 2002!». На деле же украинцы запомнились разве что подозрительной победой над основным конкурентом в борьбе за второе место Беларусью (поговаривают, Белькевич с Хацкевичем были обыграны еще до выхода на поле).

В плей-офф сборная, уставшая от собственных неудач, безропотно капитулировала перед Германией, уже утратившей ореол непобедимости 90-х (1:5 от Англии чего стоит). Выдающемуся психологу Лобановскому удалось зарядить игроков верой в лучшее, но его энергетики хватило лишь на стартовый отрезок домашней игры. Не помогли и старания «Олимпийского», выкрашенного в цвета национального флага (болельщикам выдали манишки из клеенки желтого и синего цветов). Немцы отошли от увиденного, быстренько сравняли счет, а дальше команды действовали по принципу «как бы чего не вышло». После матча форвард «Шахтера» Андрей Воробей простодушно объяснил, почему не реализовал выход один на один с Каном: «Коленки дрожали». И хотя коленки, похоже, дрожали не у него одного, именно Воробей на ближайшие несколько лет станет объектом насмешек фанов.

В ответной игре украинцев уже к 15-й минуте закатали в асфальт – 3:0. Венчали противостояние гол Андрея Шевченко и слезы горечи на глазах лучшего игрока сборной, оплакивавшего командную неудачу как свою личную.

Сборная Украины всегда умела настроиться на отдельно взятый матч (свежий пример – встреча с Англией), но пока что не может похвастать подобным в рамках плей-офф. В случае очередной неудачи найдется множество причин, объясняющих конфуз, но лучше бы сборная просто нарушила неприятную традицию.

Прямая речь:

Юрий Калитвинцев: «Надо было видеть глаза Блажевича и игроков»

Экс-полузащитник «Динамо», в матче Украина – Хорватия (1:1) отыграл 90 минут.

Юрий, только ли Педерсен виноват в том, что сборная не смогла пройти Хорватию?

Судья – это само собой, но дело было в пропущенном от Бокшича голе. Это в совокупности с незасчитанным голом Косовского нас и надломило.

То есть команда не поверила, что может забить хорватам сразу три гола?

Да. А ведь перед игрой была уверенность, что пройдем Хорватию. Мы уважали эту сборную, понимали, что соперник опытнее, в чем-то мастеровитее, зато мы превосходили их в плане физической готовности. Надо было видеть глаза Блажевича и игроков после забитого нами гола. Они просто не понимали, что происходит. Когда судья отменил взятие ворот, мы не расстроились, а продолжали играть в том же духе. А вот гол Бокшича все изменил. Думаю, нам не хватило психологической прочности.

Сергей Ковалев: «Мы недооценили словенцев? Бред!»

Экс-полузащитник «Шахтера», в матче Украина – Словения (1:1) вышел на поле на 46-й минуте.

Сергей, есть мнение, что наши игроки просто недооценили соперника..

Это полнейший бред. Поверьте, в плане самоотдачи проблем не было. Но давайте не забывать, что у словенцев была весьма приличная сборная. В ответной игре были неважные погодные условия, валил снег. Где-то мы оказались неготовы к вязкой игре на тяжелом поле. У многих игроков могла накопиться усталость после матчей в Лиге чемпионов. Но в целом мы обязаны были проходить Словению.

Что творилось в раздевалке после матча?

Разочарование было огромное. Зашел Лобановский, успокоил, сказал, что жизнь на этом не заканчивается. Сабо все списал на неудачу.

Белым мячом и правду было тяжело играть на заснеженном поле?

Конечно, желательно, чтобы мяч отличался от цвета газона, но лично мне это совершенно не мешало.

Перед матчами плей-офф премиальные для игроков оговаривались?

Скажу за себя – мне об этом ничего не известно. Да и не главное это. Мы играли за страну, патриотизм тоже ведь что-то да значит.

Андрей Воробей: «Немцы подавили натиском»

Форвард киевского «Арсенала» (а на тот момент – «Шахтера») вышел в стартовом составе в домашнем и гостевом поединках с немцами.

Андрей, сборная в Киеве начала бодро, но затем «сдулась».

Стартовый натиск объясняется просто – играем дома, болельщики гонят вперед. Создаем моменты, забили гол. А затем что-то сломалось. Возможно, не поверили, что можем выиграть. А немцы есть немцы: сумели перестроиться и выровнять игру.

После матча, объясняя, почему не реализовали выход один на один, вы сказали о дрожащих коленках. Часто потом жалели о тех словах?

Бывало. Понимаете, я молодой был, говорил много и охотно. Сказал, не подумав, а журналистам, такое ощущение, только это и надо было. Такое раздули вокруг моих слов! На самом деле я совсем не то хотел сказать.

Что случилось со сборной в Германии?

Не скажу, что проиграли до матча. Настрой был! Но немцы просто подавили нас своим натиском.

Євген ШвецьЄвген Швець, журналіст
LB.ua в соцмережах: