ГоловнаСуспільствоЗдоров'я

​Продовжую доводити очевидне

Всю свою сознательную жизнь я пытаюсь доказывать окружающим очевидное. Массовые нарушения прав человека в СССР были очевидными. Именно поэтому практически все взрослые советские люди, совсем не промышляя шпионским ремеслом, боялись КГБ. Именно поэтому в той стране существовали специальные лагеря для «особо опасных государственных преступников» (эвфемизм – политические лагеря).

Пермский край, Пермь-36, ГУЛАГ, музей-лагерь
Фото: nnm.me
Пермский край, Пермь-36, ГУЛАГ, музей-лагерь

Прошло более сорока лет, а я по-прежнему пытаюсь доказывать очевидное. Сосредоточенно, регулярно, внятно я пытаюсь объяснить окружающим: отсутствие реальных, а не декларативных социальных реформ в Украине неизбежно ведет к агонии всей нашей социальной системы. В том числе и системы общественного здравоохранения.

Что такое реформа? «Словник іншомовних слів» 1974 года издания поясняет это слово так: «Перетворення, зміна, нововведення, яке не знищує основ існуючої структури». Исходя из такого понимания феномена реформы, я вправе утверждать, что предлагаемые сегодня руководством Минздрава нововведения ни модернизацией, ни реформированием системы не являются. Поскольку некоторые идеи Минздрава при их внедрении явно разрушат существующую структуру Системы.

Да, именно так. Я боюсь революционных изменений. Они неизбежно ведут к деструкции Системы. Яркая иллюстрация: в 1917 году политическая деструкция не была реформой, она была кровавой и разрушительной революцией, последствия которой мы ощущаем и через столетие, в 2017 году.

Понимаю, многие идеи руководства Минздрава бессистемны и неисполнимы. Сугубо декларативны и, увы, опасны. Действительно опасны, так как неизбежно ведут к разрушению Системы.

Есть такая научная дисциплина – системный анализ. Сложная, на первый взгляд, но очень красивая, доказательная дисциплина. Без знания которой реформирование социальной системы неизбежно превращается в разрушительную революционную лихорадку. У этой дисциплины есть и общепризнанный отец – мудрец Барталанфи. Уверен, ни госпожа Супрун, ни ее гиперактивная команда труды Барталанфи и его последователей не читали. Они у нас скорее горячие интуитивисты, нежели холодные системщики.

Фото: Сергей Нужненко

Во всех государствах, нацеленных на реформирование национальной системы общественного здравоохранения, подготовкой (кстати, многолетней!) реформы категорически не занимается национальное Министерство Здравоохранения или его аналог. Оно, МЗ, не может готовить болезненную для самого себя реформу. Оно – орган исполнительной власти и только. Кстати, начинавшаяся реформа системы здравоохранения во времена преступного режима Януковича, была, по сути, именно такой. Госпожа Акимова, известный и высококвалифицированный экономист, приглашала в свою группу реформ юристов, специалистов в сфере общественного здравоохранения и т.д. и т.п. Но – не чиновников украинского Минздрава.

Еще раньше, в далекие 90-ые прошлого века, совсем не сотрудники Минздрава, а две молодые украинки, получившие свое специальное образование в Германии и Великобритании, провели здесь, в Украине, блестящее исследование эффективности функционирования нашего Минздрава. Результат был таков: наш Минздрав несостоятелен, работает, в основном, на самого себя. Так получилось, что инициатором издания этого документа был я. Эта книга была издана в нашем издательстве «Сфера» в количестве 1000 экземпляров за наши, Ассоциации психиатров, донорские деньги. И что? Да ничего. Обе молодые дамы, осознав тщету своих искренних усилий помочь родине, ее покинули. А книга осталась невостребованной. Уверен, что госпоже Супрун и ее команде она неизвестна. Жаль, в ином случае лихорадочное, бессистемное разрушение Минздрава имело бы иные качества, основательность и направленность.

Фото: Макс Требухов

Так нужна ли нам реформа системы здравоохранения? Давно нужна. Очень нужна. И не только в системе здравоохранения, но и в примыкающим к ней министерствах и ведомствах. В Министерстве социальной политики, в нашей пенитенциарной системе и т.д. Их несколько. Поэтому следует говорить о реформе социальной системы в целом. Тщательно обдуманной, тщательно обсчитанной, тщательно соблюдающей правовые процедуры и гарантии.

Знаю, многим из наших общегосударственных начальников такая реформа не нужна. Более того, опасна. Поскольку очевидно, что наша социальная система чрезвычайно затратна и малоэффективна. Что руководят ее звеньями совсем не заинтересованные в положительных изменениях люди. Что любая умная чиновничья инициатива снизу – наказуема.

Пройдут месяцы. Не годы. Вся эта команда руководителей Минздрава уйдет, растворится в повседневности. А результат останется. В виде котлована, заполненного надеждами и неисполненными намерениями. Залитого густым отчаяньем людей, нуждающихся в реальной медицинской помощи. Нашим с вами отчаяньем.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram