ГоловнаСуспільствоЖиття

Сказання про контрабандистів, чесних солдатів і "блукаючі" танки

По мере углубления «окопной войны» Донецкая область превращается в «маленькое Закарпатье». Здесь формируется новая прослойка людей — речь о контрабандистах и всяческих приграничных «решалах». Битва за новую Украину идет не только на передовой, но и на многочисленных полевых дорогах.

Фото: www.facebook.com/yuri.biriukov

Одним из многих "принципиальных" подразделений в Зоне АТО стал 16-й батальон, который базируется под Артёмовском. Следуем туда из Краматорска, а путь преграждает «потешный» блок-пост возле Малиновки, расположенный на безопасной дороге между Славянском и Артемовском. Человек в камуфляже с обозначенным животиком, убедившись в чистоте паспортных данных, ничтоже сумняшеся спрашивает: «Чем можете помочь?». Его коллега в охапке уже несет подарок от другой машины — помидоры. Мой друг, который «под сепарами» делал такие вещи, за которые могли не только «на подвал» забрать, но и оставить там навеки, мягко, но решительно даёт отпор: «Вам — ничем. И вообще, не за это пацаны на передовой гибнут, чтобы вы тут людей обдирали... А вы, наверное, бывший милиционер?». Я уже на взводе и готов «помахать корочкой»: «Толянчич, а бывших милиционеров не бывает. Милиционер — это состояние души». Нужно отметить, что «мытарь» нам попался относительно совестливый. Всё это время он добродушно улыбался, как будто убеждая: «Да я просто так спросил. Нет ничего для нас — так тому и быть».

Всю оставшуюся дорогу до Артёмовска я был вынужден выслушивать от «аборигена», что в стране ничего не поменялось, но от прямого ответа на вопрос «А у вас в Киеве Порошенко не любят так же, как и у нас?» удалось уйти.

На въезде в бывшую(?) вотчину Клюевых город Артемовск нас ждет уже ГАИшный пост. Я не впервые здесь и узнаю одного колоритного «гайца». Мой друг не унимается: «Видишь вон того пузатого? Он, когда «броник» надевает, как в слюнявчике стоит. Тот бронежилет теряется на фоне его живота. В нём килограмм 150, если не больше Ты можешь мне объяснить, как он тесты сдать может?!».

***

С командиром 16-го батальона Олегом Громадским объезжаем огромную очередь машин на Контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) «Зайцево». На цифре 208 я бросил считать машины.

Фото: Макс Левин

Сюда, на КПВВ, бойцы Громадского привозят нарушителей порядка пересечения «лінії розмежування». Правда, тут же уточняют, что фискалы и «погранцы» их отпускают.

16-й бат долгое время стоял в Луганской области, а в Донецкой за неполный месяц уже успел сменить дислокацию. Сначала батальон перебросили поближе к передовой. Коллег-предшественников из другого батальона этот факт почему-то так сильно огорчил, что они оставили 16-му специальное послание. Причем сделали это так громко, что их услышали даже «сепары»... Но вскоре 16-й отвели от «передка» поближе к Артемовску. И снова им пришлось столкнуться с напутствием от предшественников. Сейчас в батальоне гуляет две основных версии послания: «Пацаны, мы планировали уехать отсюда на новеньких иномарках, а тут вы....» и «Поздравляем: уедете отсюда на новых иномарках».

Если бы свеженький президентский законопроект, касающийся ужесточения штрафов за контрабанду в Зоне АТО, все-таки содержал норму о переходе на баланс военных автотранспорта контрабандистов, так бы и случилось, а так...

А так приходится выезжать на задание на "Богдане" и затем поражаться, какая нелёгкая занесла бойцов полка "Днепр-1" на крутом "Мерседесе" ML аж под Артёмовск, который, как минимум, находится в другом Секторе ответственности. Но и "душевную беседу" провели, и "запаковали", и передали "куда надо". 

 

При этом бойцы 16-го могут уйти на "дембель" с нематериальным «крамом». Батальон уже прославился двумя спецоперациями. Сначала они задержали фуру, которая везла «туда» крупы и... 48 млн гривен. После усиленного давления «сверху» фуру и деньги отстоять не удалось. Но вскоре на одном из опорных пунктов батальона был задержан еще более «жирный» груз: фура, груженная пустыми пачками для сигарет и специальным оборудованием, которая также следовала «туда». Благодаря удачному стечению обстоятельств - визиту помощницы замминистра обороны Оксаны Мазур - фуру "переписали", опечатали и оставили на базе 16-го.

Фото: www.facebook.com/yuri.biriukov

В обоих случаях фуры сопровождали офицеры СБУ — майор с целым полковником. В первом случае пытались запугивать, но завершили свой путь на земле «мордой вниз». Возвращал их на грешную землю боец настолько колоритный, что ему впору играть козака Пацюка. Вспоминает: «Кажуть, другий раз були ті самі СБУшники, що і вперше. Ой, жаль, мене тоді не було. Пощастило їм, бо на другий раз я би їх там і закопав...”.

А комбат указывает на фотографию содержимого фуры: «Вот эта надпись на сигаретной упаковке набивается станком, когда пачка запечатывается. Но это пока лишь заготовка, а надпись уже набита... Ребят, а сколько там «Бонд» стоит — 12 грн? Так-с, это равняется — 7 млн 360 тысяч грн.. Хотя он стоит уже не 12 грн. А «Винстон» сколько — 19? Короче, мы посчитали, что там только сигарет должно было быть на 48 млн грн.». Напомним, там еще и оборудование было.

В итоге опечатанный груз некоторое время простоял на базе батальона. А затем местный суд вынес постановление, что ничего крамольного в провозе... макулатуры нет. И постановил вернуть содержимое владельцу. Многие уже знают, что прямым попаданием «блуждающего танка» сепаратистов фура по факту была уничтожена.

Комбат Громадский рассказывает о специфике борьбы с нелегальным потоком товаров:

«Что делают местные «предприниматели»: «Тут у них договоренности с КПВВ - они оформляют у фискалов документы и полями едут «туда». Армейцы их могут пропустить, только если есть отметка фискалов. По нашей информации, очень часто выдвигаются на Новолуганское, которое находится в «серой зоне». Тамошний голова пишет сюда запросы на обеспечение жителей продуктами. Но мы посчитали, что по факту туда только мяса идет 20-100 тонн в месяц. Кто всё это ест?! И если эти грузы военнослужащие наши не разворачивают обратно, то бизнесмены в конце рабочего дня 10% заносят на КПВВ. И те вытирают всю информацию о проходе этой машины. Потому что официально им надо заплатить 20%, а так только 10%.

К слову, мы три дня подряд привозили на наш КПВВ нарушителей — а они их отпускают.

Комбат Громадский
Фото: Евгений Швец
Комбат Громадский

Ну, если человек нарушает закон, объезжает блок-пост — должен же быть какой-то штраф? Если человек везет 14 тонн свинины, а в накладной написано, что она стоит 14 грн за килограмм, или сыр за 2 грн, то должна же последовать какая-то реакция? Или когда тушка курицы стоит 15,80 грн за килограмм?».

Фото: www.facebook.com/16-омпб

Предприниматели искусственно занижают стоимость товаров, чтобы не превысить разрешенный лимит в 15 тысяч гривен. При этом не учитывают все тонкости: за раз один человек может провезти промтоваров на 10 тысяч гривен, а продтоваров - на 5 тысяч. В каждом случае - по 50 кг. А предпринимательская деятельность ведется только посредством железнодорожных перевозок. Исключения составляет гуманитарная помощь, для которой действует специальный порядок. При этом вам же не придет в голову считать десяток живых свиней, которых "втихаря" везут полями, «гумпомощью»?

По заданию комбата, мы вместе с бойцами выдвигаемся на уже знакомую им полевую дорогу. После 50-минутного «пустостояния» приходим к выводу, что информация среди местных распространяется чрезвычайно быстро. Ведь за предыдущие два дня здесь была поймана не одна машина как с желающими объехать «застой» в Зайцево, так и с откровенными контрабандистами.

Но, наконец, пыль указывает на приближение гостей. Старенькая «5-ка» под завязку набита людьми. Вскоре показывается еще одна машина. Та же история. Среди пассажиров — сплошь женщины. Почти все — жители оккупированной Горловки. Пока идет досмотр второй машины, пытаюсь разговорить водителя. Тот жалуется на отсутствие бензина в городе, но отмечает, что с газом проблем нет. Как и с работой. В том смысле, что нет работы. При этом слухи о «вымершей Горловке» опровергает: «Это зимой, когда было обострение, многие выехали. Сейчас почти все они вернулись обратно». В Горловке повсеместно ходят рубли, а 2 литра нашего пива стоят под 60 грн.

Мой собеседник не подрабатывает, а именно зарабатывает частным извозом. Говорит, что возит за 100-150 грн в одну сторону. Я уточняю: «А за 200?». «А за 200 никто не поедет. У людей нет денег», - отвечают мне

В это время другой водитель, расслабившись, называет моего собеседника по имени. Мы понимаем, что перед нами — спайка таксистов.

Разведчик Андрей продолжает скрупулезно досматривать транспорт, каждый раз монотонно разъясняя правила проезда транспорта на оккупированные территории. Его не напускное, а глубокое внутреннее спокойствие на каком-то этапе вызывает приступ паники у одной из пассажирок. Она бросает в сторону водителя: «Это что — нас развернут обратно? Пипец! Ты же говорил, что провезешь нас в объезд! Вези на блок-пост! Но учти — денег я тебе не дам». А я вспоминаю слова водителя о «хиленьких» блок-постах, с которыми можно легко договориться...

Дамочка же не прекращает возмущаться. Теперь ей не нравится, что мы фотографируем её паспортные данные. После этого она с наигранной обидой в голосе бросает в сторону бойцов: «А почему же украинская армия нас не освободила?! Мы же вас так ждали». Поплакаться на судьбу-злодейку и переложить проблему с больной головы на здоровую — любимое занятие жителей области. Причем не только с оккупированных территорий. Но спокойный, как танк, Андрей, также с некоторой долей наигранности, отвечает: «А вы там восстаньте — мы вас и освободим». Андрею бы психиатром работать в мирной жизни, а не машины разрабатывать.

Первый водитель еще делает робкую попытку договориться, одновременно и пробивая на жалость, и подспудно обещая вознаградить. Но по факту все машины, которых к тому времени скопилось уже четыре, разворачиваются обратно.

Глядя на оставляемый ими пыльный след, я отмечаю: «Пацаны, поздравляю: только что вы профукали гривен 800». Мне отвечают: «Если не больше... А за фуры вообще дают от 10 до 120 тысяч».

Ребята добавляют, что местные очень часто вместе с паспортом передают и деньги. Цена вопроса - от 100 грн. Они живут по-старинке. Они не понимают, что мы тут новую страну строим. Пытаемся строить...

Впрочем, бойцов уже занимает другой вопрос: а как бы легковушки поехали дальше? Мораль здесь проста: если контрабандист-таксист может проехать, то и риск визита ДРГ противника высок (как в случае с тем «блуждающим танком»).

Мы проводим итоговый умозрительный «внутренний аудит» машин и понимаем, что никаких нарушений «товарного режима» со стороны местных жителей допущено не было. Если разрешено на человека провозить 5 литров пива, то в багажнике, в среднем, было даже меньше. В основном, везли крупы, соусы, мясо, колбасы. Какими-то деликатесами и не пахло.

Подытоживая, Андрей произносит пафосную, как кому-то может показаться, речь о том, что раз мы строим новую страну, значит, существующие правила должны соблюдаться. Даже при том, что людей, которые не желают терять день, простаивая на КПВВ, по-человечески, можно понять. Тут ведь как: сегодня ты "зайца" пропустил, а завтра Родину предашь...

Андрей обязательно должен вернуться с этой войны живым. Мне кажется, что именно на таких, как он, и должна зиждиться «новая Украина».

***

Следующая точка на карте — Дзержинск, о котором местные говорят: «Все основные дороги выстроены так, чтобы можно было объехать наш город». При этом все контрабандистские дороги ведут именно в Дзержинск. Это в сводки пресс-центра АТО город, который находится в нескольких километрах от Горловки, попадает редко (бои ведь идут «под Горловкой»), зато по части контрабанды Дзержинск едва ли не впереди планеты всей. Хотя машины, по факту, проходят через близлежащие посёлки.

Но раз даже «генерал-губернатор» Жебривский отдельно упомянул этот шахтерский городишко, стало быть, нам прямая дорога к комбату 17-го батальона, настоящему полковнику Александру Щербине, который, по сути, является комендантом города:

Фото: Сергей Нужненко

«В зоне ответственности моего батальона идут активные боевые действия — здесь все перерыто и заминировано. Ну, не может сюдой что-то протиснуться. Когда мы стояли еще в Новгородском, там тоже все было перерыто. Есть информация, что эти траншеи закопали обратно, но своими глазами я этого не видел. А на блок-посту в Майорске мы каждый день кого-то разворачиваем. И я писал вот такие вот «пояснення», почему мы не пропустили «гуманитарную помощь». А там ехало две фуры с сахаром от какого-то благотворительного фонда. Две фуры с сахаром в качестве «гуманитарки» - это чистой воды «контрабас». Кто их «тянул» - озвучивать не буду, но тянули серьезные люди. И пускай я получу за это «догану»(!!! - выделено авт.), но зато я сделал своё дело. Потому что «благотворительный» фонд сначала просит провезти сахар, потом — соль, потом — пиво с водкой... Приезжал тут один человек, вызывал меня на разговор. Я ему ответил: «Пока мы тут — ничего не проедет».

Были потоки через Дзержинск и дальше на юг, но, по-моему, они тоже прекратились».

Щербина не хочет уточнять, что он имеет ввиду под фразой «и дальше на юг», но, возможно, речь о поселке Новгородское. Сам поселок — зона ответственности 43-го батальона, но через чей конкретно блок-пост идет та или иная полевая дорога — поди разберись. Дзержинск можно объехать и с восточной стороны - через Дылеевку уйти на Курдюмовку, а там и до позиций боевиков рукой подать.

А местный волонтер Олег Василенко, тыча в карту на мониторе компьютера, поясняет: «Я здесь всю жизнь прожил, а не знал, что у нас столько дорог через поля ведут на Горловку. Сам я пользовался одной грунтовкой. Учитывая, какие у нас дороги, по ней можно было доехать раза в три быстрее. Только и жмешь на газ, чтобы пыль тебя не догнала».

Фото: Евгений Швец

Василенко и его коллеги-волонтеры даже обозначили на карте «путь контрабандиста». У них есть свои осведомители среди жителей поселков, которые наблюдают колонны. Да и на западной окраине города еще совсем недавно был отчетливо слышен гул двигателей грузовиков, которые ехали со стороны Щербиновки. Машины почти всегда выдвигались в поздние сумерки — около 10 вечера. Официальные блок-посты «закрываются» на въезд/выезд в 8 вечера, так что случайные свидетели нечистым на руку «воякам» почти не угрожали. Но в последние дни всё стихло.

Фото: Евгений Швец

Волонтеры затрудняются со 100% уверенностью назвать нечистоплотные батальоны, но пеняют на «погранцов», с которыми "всегда можно договориться".

***

А комбат 16-го батальона Громадский вспоминает, что в случае с обеими фурами на него оказывалось нешуточное давление. Откуда только не звонили и кем только не представлялись. Даже «из администрации президента» звонок был. Я с улыбкой советую ему: «Вы в таких случаях всегда спрашивайте, а знает ли сам Первый о проблеме». Но комбату было не до смеха, когда поступил звонок от «оперативного дежурного» из штаба Сектора с просьбой отпустить "сигаретную" фуру. В 16-м не сдались и перенабрали дежурного — в трубке ответил совсем другой голос, который не понимал, чего от него хотят.

К слову, те СБУшники, которые сопровождали проблемные фуры и один из которых то ли съел, то ли «погрыз» свое удостоверение, взяты в оборот управлением собственной безопасности СБУ. «Там все будет в порядке, поверьте», - убеждает он. Впрочем, Громадский говорил эти слова еще до решения суда, который постановил, что фура везла макулатуру...

Если этот правовой беспредел будет продолжаться, то пример с «блуждающим танком» может оказаться слишком заразительным. И «танков» на второй линии обороны окажется куда больше, чем на передовой. Но с этого ли хочется начать строительство «новой Украины» разведчику Андрею? Не уверен. Впрочем, очень похоже на то, что это единственно возможный вариант решения проблемы на данный момент.

Євген ШвецьЄвген Швець, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram