Надо сказать, что некоторая логика в этом есть. Так как за последние полвека, в большинстве случаем международные миротворческие силы применялись именно в условиях гражданских войн и интервенций одного соседа на территорию другого. Но при этом далеко не всегда их действия были достаточно успешными. «После миссии в Конго объединенные нации отходили несколько лет. Вмешательство в гражданскую войну там потребовало таких материальных ресурсов, что стало не понятно сможет ли ООН вообще спонсировать миротворцев», – говорит профессор Университета Монреаля Роланд Хато, который принимал участие в миротворческой операции на Кипре как офицер армии Канады.
Потому действительно, чтобы ООН хотя бы направил в Украину миссию наблюдателей нужно преодолеть немало бюрократических барьеров. Ведь сейчас ООН считают одной из самых сложных и запутанных структур в мире, которая слишком зависит от политической воли отдельных государств.
За последние 10 лет финансирование миротворческих операций упало, по данным Института Брукингса, на 40%. И только 10% заявок стран, которые хотели получить миротворцев, были удовлетворены. В основном, из-за политических разногласий влиятельных государств, преимущество которых заложено уставом этой организации
В украинском вопросе также нет единогласия. Польша поддержала эту идею, а депутаты немецкого Бундестага заявили, что вопрос о миротворцам можно решать только вместе с Россией.
Кроме того, даже если миссия будет одобрена, то Украине нужно будет убедить влиятельные страны, что они должны заплатить за миротворческую операцию и направить своих военных на Донбасс. В условиях, когда Киев не может обеспечить стабильность на фронте, а террористы вообще не являются субъектами переговоров, это становится ещё более призрачно.
Потому сейчас западные эксперты советуют Украине не ждать помощи из Нью-Йорка, где заседает Генеральная Ассамблея ООН, а самим начать реформировать армию, экономику и искать союзников.
Минимум год
Надо сказать, что решение о направлении миротворцев может принять только Совет Безопасности, и каждый из постоянных членов (США, Китай, Франция, Великобритания и Россия) имеют право заблокировать его. Проще говоря, если все остальные проголосуют «за», и только одна Россия будет против, то резолюция не принимается. «Это пережиток холодной войны, когда ни Запад, ни СССР не хотели, чтобы кто-то получил превосходство и мог прикрыть свою агрессию «голубыми касками»», – поясняет ведущий аналитик Института САТО Томас Палмер. По его словам, почти в половине случаев страны не могли прийти к компромиссу и вопрос откладывали.
Видимо, зная, что Россия уже готовится блокировать любую резолюцию, представитель Украины в ООН Юрий Сергеев заявил, что есть способ преодолеть такое «вето». Хотя дипломат и не пояснил, как именно это сделать.
Эксперты утверждают, что теоретически Украина и ее западные союзники могли бы обойтись и без Совета Безопасности. В 1956 году Совбез не смог принять решение по Суэцкому кризису. Тогда Франция, США и Великобритания собрали экстренное заседания Генеральной Ассамблеи, на которой большинство стран приняли резолюцию о направлении миротворцев в Египет. Эта операция стала первой в истории миссией «голубых касок». И тогда страны смогли обойти «вето» в Совбезе. Но после этого Франция и СССР настояли на том, чтобы вопросы миссий было запрещено передавать из Совета Безопасности. Другие постоянные члены согласились с этим. Если бы было по-другому, то в марте 2003 года Россия могла бы потребовать ввести миротворцев в Ирак после вторжения туда войск США.
Украинский вопрос пока что не является настолько важным для западных стран, чтобы рушить эту традицию. Тем более, согласование резолюции и прохождение её через все инстанции, по мнению Пола Квина-Джаджа, директора программ Европы и Средней Азии в международном исследовательском институте Crisis Group, уйдет минимум год. «Потому миротворцы, не солдаты, а хотя бы наблюдатели могут появиться у вас только в январе 2016-го. А к этому времени многое может измениться», – говорит эксперт. Украинский представитель при Совете ООН по правам человека Владимир Василенко более оптимистичен в своих оценках. По его мнению, на создание миссии нужно полгода. Но это потребует долгих и тяжелых консультаций в Совбезе.
Все согласны
Для размещения миротворческой миссии нужно, чтобы обе стороны конфликта хотели этого. Если с Украиной все понятно, то сепаратисты даже не представлены в ООН и не понятно, с кем вести переговоры. Тут посредником может выступить Россия. Как было в 1994 году, когда Москва представляла боевиков Абхазии на переговорах с Грузией. Тогда обе стороны согласились, что основная часть миротворцев будет из российской армии. Понятно, что такие солдаты не получили мандата в ООН. Кроме того, там стояли и официальные наблюдатели, которых было не так много.
Понятно, что сейчас ни Украина, ни Запад не захотят, чтобы миротворцы были из России. Все понимают, что на Донбассе воюют регулярные российские войска. Потому этот вариант сразу исключается. А значит Россия не станет выступать посредником. Тем более новые власти в Донецке и Луганске уже заявили, что не готовы пустить международных военных на границу с РФ, так как подозревают их в ангажированности.
По словам Кристофера Ленгтона из аналитического фонда Independent Conflict Research Analysis в ООН существует достаточно четкая система: нет согласия обеих сторон – нет самой миссии. Но даже если согласие есть, то стороны конфликта должны обеспечить безопасность наблюдателей. Есть пример Сирии, где официальный Дамаск и повстанцы гарантировали прекращение огня. Но сразу после начала проверок миссия ООН подверглась нападению непонятных солдат, и её быстро эвакуировали. Тем более, по мнению эксперта Центра Разумкова Николая Сунгуровского, для направления миротворческого контингента, нужно остановить боевые действия. А минские соглашения этого не предусматривают - там речь идёт только о тяжелом вооружении.
Нет денег и солдат
Даже если Украина сможет провести решение о миротворческой миссии через ООН и наблюдатели согласятся, что она очень нужна, не понятно, кто заплатит за «голубые каски». За последние 5 лет бюджет ООН недополучал в среднем 20% взносов от стран-членов. Особенно это ощущается после того, как США начали войну с мировым терроризмом и стали достаточно скептически относится к самой идее миротворческих операций. Тем более, сейчас по всему миру развёрнуто более 120 тысяч миротворцев. Это самый высокий показатель за всю историю Объединенных наций. По словам профессора Университета Мельбурна Джона Ленгмора, с самого начала не ясно, где можно взять деньги на новую большую операцию, тем более, что специальный бюджет ООН на миротворчество почти пуст.
Если деньги найдут, то не понятно, кто согласится прислать в Украину миротворцев. В последнее время страны предпочитают отдавать такие миссии другим организациям или отдельным государствам. С одной стороны, это намного удобнее и снижает расходы. Но с другой, может привести к тому, что стороны конфликта не согласятся принять таких солдат. Тем более, что США активно сокращают свою военную активность в мире, а европейские лидеры сами признают, что их армии по численности и подготовке не могут выполнять нужные задачи.
Тем более, само присутствие миротворцев ООН, по мнению экспертов, в большинстве случаев лишь готовит отделение проблемных областей и замораживает конфликт.
Потому, если Киев будет настаивать на «голубых касках», то ему нужно приготовиться к тому, что Донбасс отдалится от него еще дальше. Хотя пока это только гипотетическая идея, которая при самом лучшем стечении обстоятельств может быть одобрена ООН минимум через полгода-год.