Как это теперь редко бывает, «Джон Картер» – не только двухчасовое путешествие по параллельным мирам, но и возвращение к первоисточнику.
Ветеран американской Гражданской войны случайным образом попадает на Марс, оказывается втянутым в местные междоусобицы, влюбляется в тамошнюю принцессу и понимает, что Марс - истощенная, сухая и в то же время очень душевная планета. Сюжет не сложный и не новый. Смотря «Джона Картера», то и дело заходишься в каком-то детском восторге, мол, гонки на инопланетных транспортных средствах были в «Звездных войнах», трехметровые очаровашки-туземцы – в «Аватаре», и так далее, в зависимости от киноманской разнузданности и количества просмотренных научно-фантастических фильмов.
А между тем, именно книгами о приключениях Джона Картера на Марсе (в частности, “Принцессой Марса”) великие и ужасные Джордж Лукас и Джеймс Кэмерон вдохновлялись, создавая свои сай-фай шедевры. Они никогда этого и не скрывали, поэтому, если вдруг у вас возникнет чувство вторичности «Картера» по отношению к «Аватару», гоните эту ересь прочь из головы: «Джон Картер» – самый что ни на есть первоисточник, просто выпущенный немного позже.
Взяться за многообещающую экранизацию похождений американского офицера – благородного, но сломленного ненужными битвами и потерей близких людей, – хотели еще давно. Не позволяли технологии. В 80-ые «Картера» пытались запустить в Диснее, затем за него чуть было не взялся Джон Фавро (после неудачных «Ковбоев против пришельцев» думаешь: может, и хорошо, что не взялся?) и компания Paramount, а потом, как рассказывает Эндрю Стэнтон – режиссер состоявшегося фильма – Дисней выкупил права на экранизацию романов Берроуза обратно.
Кто любит анимацию студии Pixar, тот наверняка знает, что Стэнтон – режиссер ставшего уже практически культовым «ВАЛЛ-И» и сценарист целой кучи других прекрасных пиксаровских мультиков, среди которых “Корпорация монстров” и три “Истории игрушек”. “Джон Картер” – дебют Эндрю Стэнтона и студии Pixar в целом в игровом кино. В каком-то смысле в картине чувствуется их дух – взять хотя бы инопланетного зверя, выполняющего функцию собаки – такой отчаянной трогательности не встретишь больше нигде:
Это все к чему? Да к тому, что воспринимать «Джона Картера» как новое слово в научной фантастике или как какой-нибудь блокбастер будет не совсем уместно. Этот фильм открывает 2012-й год как год возвращения научной фантастики (разной степени серьезности – от «Прометея» до третьих «Людей в черном») на большие экраны. Это фильм для тех, для кого соседние миры – это что-то одновременно очень далекое и очень родное (поэтому хорошо, что за это взялись именно в Pixar).
Добро пожаловать домой. В прокате с 8 марта.