Вечером 28 сентября начинается празднование Нового года по еврейскому календарю - Рош-ха-Шана. Особенно бурно его отмечают хасиды – представители ортодоксального течения иудаизма. И именно в Украине, в городе Умань погребен один из духовных лидеров хасидизма – рабби Нахман из Брацлава. К его могиле в Новый год должен отправиться каждый правоверный хасид, если хочет, чтобы его молитву услышал Бог. Говорят, что именно в этом месте и в этот день существует особая связь со Всевышним.
В результате, к могиле Нахмана ежегодно приезжают из разных стран мира тысячи хасидов (на этот раз – более 30 тысяч человек), превращая маленькую Умань в большой балаган. Рабби завещал своим последователям бурно праздновать Новый год, так что паломники в Умани веселятся вовсю. Гости также славятся своенравием, нарушением правил поведения в общественных местах и нечистоплотностью. В этом году уже случилось несколько столкновений хасидов и уманчан.
Тем не менее, призывы вывезти из Украины прах Нахмана вовсе не кажутся резонными. Слишком уж серьезны аргументы «против». Во-первых, разрывать могилу цадика и выдворять его прах из Украины – жест не очень красивый. Тем более, что Нахман завещал похоронить его именно в Умани – в память о евреях, погибших тут во время погромов.
Во-вторых, отказываться от достопримечательности, привлекающей такое количество туристов – роскошь для Украины непозволительная. Куда еще в нашей стране приезжает такое же количество гостей? (По слухам, даже певица Мадонна как-то наведалась инкогнито в Умань – ведь она каббалистка, а каббалисты тоже почитают Нахмана).
В-третьих, приезд хасидов в Умань позволяет заработать самим горожанам: они сдают паломникам квартиры и зарабатывают баснословные для провинции деньги. Для части уманчан – это основной источник доходов. Также зарабатывают на приезде хасидов водители – не только в Умани, но и в Киеве, Одессе (туда прилетают самолеты с паломниками).
Да, бизнес малоприятный. Хасиды – люди специфические, к тому же придерживаются в дни празднования весьма странных правил поведения. Им, например, запрещено включать или выключать свет, нажимать любые кнопки, чего хуже – пользоваться сливом унитаза. Иногда портят вещи и мебель специально. На квартиры, в которых погостили хасиды, страшно смотреть.
Да, скажем честно – приезд хасидов приносит городу кучу хлопот. Года два назад мне довелось побывать в Умани накануне Рош-ха-Шана и наблюдать реакцию на хасидов местных жителей. Стоит где-то появиться группе крикливых людей в характерных нарядах, как оттуда сразу же удирают местные жители. Особенно быстро отходят в сторону женщины. А когда такая компания заходит в торговый центр – магазины спешат закрыться.
Тем не менее, жители Умани соглашаются на сотрудничество с паломниками и их бесчинства не просто так, а за большие деньги. Квартира в районе, прилегающем к могиле Нахмана, приносит от нескольких до 10 тысяч долларов в год. Это плата за терпение.
Не хочется отскребать стены со стен квартиры дерьмо (а случаи бывают) – не нужно сдавать жилье в аренду. Не хочется видеть дурное поведение на улицах – нужно ввести строгие правила общественного порядка на время пребывания паломников. Причем штрафы не сработают. За серьезные проступки нужно просто высылать нарушителей из страны. Если под угрозой окажется срыв сеанса прямой связи с Господом, многие передумают балагурить.
А кричать на улицах «Умань без хасидов» - это простейшее из решений, но далеко не самое умное.
И неужели митингующие не заметили странного сходства лозунга «Умань без хасидов» и понятия «территория без евреев»? Или специально воспользовались идеей «Юденфрай», зная ее происхождение? Тогда в случае с маршем цадик Нахман вовсе ни при чем.