Всего согласно случайной выборке было опрошено 1000 респондентов, в семьях которых есть дети дошкольного и школьного возраста, во всех областных центрах Украины, городах Киеве и Севастополе. Квотами были регион проживания, пол и возраст респондентов. Погрешность репрезентативности исследования не превышает +/-3,2%.
По результатам исследования эксперты Института Горшенина сделали следующие выводы:
Впервые за последние несколько лет, проблема материально-технической оснащенности школ не находится на первом месте для украинских родителей. Первые места занимают изменение оценки знаний и нестабильность учебных программ. Это связано с тем, что за последние годы «правила игры» в системе образования менялись несколько раз, школе не хватает стабильности.
Более половины украинцев считают, что сегодня в сфере образования наиболее остро стоят такие проблемы, как: изменение системы оценки знаний учащихся, введение тестирования (56,2%), нестабильность и недостаточная проработка учебных программ и учебников (54,8%). Также почти половину опрошенных (48,7%) беспокоит слабая материально-техническая база школ. Около трети респондентов полагают, что слабыми местами украинского образования являются материальные проблемы педагогов (36,1%), несоответствие образования потребностям общества, работодателя (32,7%), недостаточное внимание воспитанию учащихся (30,2%). Более четверти опрошенных (27,4%) считают основной проблемой школы низкую квалификацию педагогов, менее четверти – низкое качество образования (23,4%), взятки, коррупцию (22,9%), недостаток кадров (22,7%). Каждого пятого украинца (20,1%) беспокоит недоступность образования, а каждого десятого (9,2%) – отсутствие мотивации у педагогов и учащихся. Только 3,5% опрошенных полагают, что сегодня в сфере украинского образования проблем нет.
Высокое качество образования – главное требование к хорошей школе, по мнению большинства украинцев (78,4%). Около половины респондентов назвали главными критериями хорошей школы хорошее материально-техническое оснащение (51,2%), высококвалифицированный педагогический состав (50,3%) и гарантию поступления выпускников данной школы в ВУЗ (49,2%). Бесплатное обучение является главным требованием к школе для 38,7%, возможность дополнительных развивающих занятий – для 29,3%, безопасность – для 27,1% опрошенных. Для каждого четвертого респондента важное значение имеют хорошо поставленная в школе воспитательная работа (26,8%) и уважительное отношение к ученикам (25,9%); для каждого десятого (9,1%) – хороший спортзал, спортивные секции. Другие требования к школе предъявляют 5,3% респондентов.
Почти половина украинцев (45,2%) считает наиболее важным критерием при выборе школы для ребенка хорошие отзывы о преподавателях этой школы от соседей, знакомых, родственников. Около трети обращают внимание на специализацию школу или наличие в ней специализированных классов (35,3%), высокий процент выпускников школы, поступающих в ВУЗы (32,7%), удобное расположение школы (31,8%). Каждого четвертого респондента (25,7%) привлекает дешевизна обучения в школе, отсутствие необходимости дополнительно платить за него, а каждого пятого (21,1%) – известность и авторитет школы. Предпочитают отдать ребенка в школу, в которой раньше учились сами, 7,4% украинских родителей, а 4,8% руководствуются другими критериями при выборе школы для ребенка. Затруднились ответить на данный вопрос 2,9% респондентов.
Украинцы позитивно восприняли закон об одиннадцатилетнем школьном обучении, поскольку идея «двенадцатилетки» противоречит традициям, сложившимся в нашей стране. Достаточно позитивное отношение к введению обязательного дошкольного образования для детей с 5 лет объясняется тем, что дети жителей областных центров Украины, в большинстве своем, и так посещают детский сад. В этой связи новый закон ничего не меняет для них в организационном плане.
Подавляющее большинство украинцев (80,5%) позитивно оценивают закон, устанавливающий срок обучения 11 лет для полного среднего образования. Из них ответ «точно положительно» дали 44,8%, «скорее положительно» - 35,7% опрошенных. Негативно оценивает данный закон каждый шестой респондент (15,3%). Из них ответ «скорее отрицательно» дали 10,1%, «точно отрицательно» - 5,2% опрошенных. Равнодушно относятся к данному закону 3,4% респондентов, а 0,8% - затруднились ответить на данный вопрос.
Почти половина украинцев (48,3%) позитивно оценивает введение обязательного дошкольного образования детей с 5 лет. Из них ответ «скорее положительно» дали 26,9%, «точно положительно» - 21,4% опрошенных. Негативно оценивают обязательное дошкольное образование детей с 5 лет около четверти респондентов (29,6%). Из них 16,2% дали ответ «скорее отрицательно», 13,4% - «точно отрицательно» на данный вопрос. Равнодушное отношение к данному нововведению высказали 2,7% украинцев, а каждый пятый опрошенный (19,4%) – затруднился ответить на данный вопрос.
По мнению половины украинцев (50,5%), при принятии изменений в сфере школьного образования, государство руководствуется экономическими факторами. Полагают, что государство руководствуется таким фактором, как внедрение прогрессивных методик образования 43,7%, местными условиями – 41,6% опрошенных. Соответствие получаемого образования международным стандартам учитывается государством, по мнению 36,7%, наличие квалифицированного педагогического состава и учебных программ – по мнению 32,4%, материально-техническая база школ – по мнению 30,1% респондентов. Каждый пятый украинец полагает, что при принятии изменений в сфере школьного образования, государство учитывает такие факторы, как общественное мнение – мнение родителей (20,8%) и психологическая готовность детей к школе (20,5%). Считают, что государство учитывает другие факторы, 7,8% опрошенных, а 6,6% - затруднились ответить на данный вопрос.