Тем временем в представительстве Россотрудничества в Украине в Российском центре науки и культуры в Киеве 30 июня академик Петр Толочко презентовал макет учебного пособия «Очерки истории Украины», охватывающего период от древних времен до наших дней. Работа удостоилась высокой похвалы со стороны и.о.директора Института российской истории РАН Андрея Сахарова. То есть с национал-демократической точки зрения книга однозначно вредоносная. О чем также свидетельствует и тот факт, что она как раз «подоспела» к избранию Виктора Януковича президентом Украины.
Но на самом деле с идеей издания «Очерков» академик Толочко носится уже последние пять лет. По его же словам, книга должна была стать альтернативой исторической концепции, которая стала доминировать при президенте Ющенко. Только денег на издание книги, даже в пику «бандеровскому курсу Ющенко», все эти годы никто не давал. Не дали их и после инаугурации Виктора Януковича.
Средства нашлись внезапно и прямо на глазах автора колонки. Во время презентации макета Петр Толочко снова пожаловался, что огромный труд группы историков вынужден пылиться в столе, на что Андрей Сахаров благородно пообещал помочь, чем сможет. Мол, в институтском бюджете есть кое-какие средства. Но внезапно инициативу перехватил назначенный недавно глава представительства Россотрудничества Константин Воробьев, пообещавший издать «Очерки» в текущем году.
Самое интересное, что если книгу и отпечатают – то не за «московские» деньги. Г-н Воробьев высказал мнение, что в Украине должны быть граждане, которые могут поддержать начинание ученых, и пообещал найти меценатов. Он тут же поведал забавную историю, произошедшую в российском посольстве. Якобы на совещании, посвященном подведению итогов празднования 65-летия Победы, один из докладчиков отчитывался о помощи, предоставленной ветеранам во всех регионах Украины за счет российского правительства. Зависла пауза, докладчик явно ожидал похвалы, но в ответ услышал пожелание, чтобы в следующем году такого не было: раз уж в Киеве теперь «хорошая» власть, то некрасиво поступать, будто намекая, что она не в силах самостоятельно охватить заботой собственных стариков.
Из чего можно сделать вывод, что любить наших российских друзей придется искренне и за счет внутренних резервов.
Логика россиян проста: слишком дорого инвестировать в чужое образование, которое дает эффект только в долгосрочной перспективе – да и не факт, что очередное украинское правительство к тому времени сохранит лояльность к Москве. Тем более что проблемы (а значит – и расходы) в самой России ничуть не меньшие, чем у нас. Один из сотрудников Института российской истории Геннадий Санин отметил низкий уровень знаний российских студентов.
А все потому, что учебники уже не являются основными источниками исторических знаний школьников. И чем выше уровень развития государства, тем меньше влияние учебных пособий на представление учеников об окружающем мире.
Нельзя сказать, что понимание этого есть у тех, на кого в Украине возложено реформирование, в частности, концепции исторического преподавания. Вероятно, истерическая тональность докладов некоторых участников круглого стола «Яким має бути підручник з історії?» (ч.1, ч.2), состоявшегося в мае в Верховной Раде, вызвана именно представлением о «ведущей и направляющей» роли пособий.
За четыре часа выступлений только двое участников заседания обратили внимание на то, что учебник – не единственный источник представлений об истории, что существует масса других, зачастую более привлекательных способов получения информации. Первой была Татьяна Ладыченко, которая как профессор Национального педагогического университета имени Драгоманова не могла этого упустить, второй – народный депутат Леся Оробець, продвинутый Интернет-пользователь и блогер.
Возможно, это не задача профессиональных историков – думать, как адекватно передать знания подрастающему поколению. Просто рядом с ними должно быть больше людей, которые понимают специфику времени и могут посоветовать наиболее подходящие формы преподавания.
Именно это и является содержанием дискуссии о реформирования образования, которая не прекращается в развитых странах. Мы же пока только добрались до проекта концепции преподавания одной лишь истории (возвращение субъектности украинском народу, воспитание на примерах положительного опыта), которая на практике постоянно сползает в плоскость спора об определениях: как назвать Вторую мировую, было ли восстание Хмельницкого революцией и т.п.
На таком фоне публично демонстрируемая боязнь прихода «варягов» от учебников похожа на сублимированную лень и желание подождать, пока кто-то придет и снова сделает за нас нашу работу. Как вы поняли – за наш же счет.