то возмутило Российское авторское общество (РАО): хотя в 2005 году оно делегировало эти полномочия РОСПу, теперь новая организация РАО и режиссера Никиты Михалкова собирается взыскивать эти отчисления самостоятельно. Речь идет о больших деньгах: если взимать хотя бы по 0,5% от стоимости продукции, годовые сборы могут превысить 1-3 млрд рублей, пишет газета "Коммерсант".
На основании письма РОСП надеется уже в мае начать заключение договоров с импортерами. Часть вознаграждения, предназначенную авторам, общество планирует перечислять либо напрямую, либо через альтернативные общественные организации.
Возможность взимать вознаграждение по авторским и смежным правам предусмотрена четвертой частью Гражданского кодекса (ГК), вступившей в силу 1 января 2008 года. По ГК, сборами могут заниматься некоммерческие организации, получившие государственную аккредитацию. Но пока ни одна организация не получила такую аккредитацию в сфере осуществления прав авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за копирование в личных целях. Проведение аккредитации станет возможно только после принятия правительственного постановления с перечнем техники и порядком сбора средств (разработать его еще в 2007 году было поручено Минкультуры).
РОСП считает себя организацией, уже сейчас уполномоченной на сбор этих средств, так как 20 сентября 2005 года заключило на срок до 31 декабря 2010 года соответствующее генеральное соглашение с организациями, управляющими правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей, в том числе с РАО. По соглашению РОСП обязуется направлять 40% собранного вознаграждения в пользу РАО, чтобы авторское общество самостоятельно могло перераспределять его среди обладателей авторских прав. Еще около 60% (за вычетом вознаграждения РОСПу) поровну делятся между исполнителями и изготовителями фонограмм.
Тем временем, в Российском союзе правообладателей (РСП) заметили на инициативу РОСП Михалкова: "Попытки сбора вознаграждения, предпринимаемые некоторыми недобросовестными обществами до момента государственной аккредитации, являются незаконными".
Успеху Михалкова возмутилась другая организация, претендующая на сбор средств в пользу правообладателей, – Российское авторское общество (РАО). В 2005 году оно делегировало полномочия, позволяющие, теоретически, взимать отчисления за чистые "болванки" РОСПу, теперь, когда новая организация собирается взыскивать эти отчисления самостоятельно, РАО собирается опротестовать действия коллег-копирайтеров. Напомним, эта организация успела ославиться взиманием налога с Deep Purple за исполнение ими собственных песен, требованием платы с ветеранского хора в Поволжье – за песни советских композиторов и штрафами с уральских кинотеатров, которые, заключив договоры с кинопрокатчиками, почему-то не выплачивали отчислений РАО за песни из саундтреков к фильмам.
Михалков является одним из наиболее последовательных противников законодательных инициатив, которые могли бы утвердить свободу распространения информации. В частности, этой весной государственный режиссер вместе с гендиректором Первого канала Константином Эрнстом и другими главами культурных объединений обратились с письмом к президенту, в котором потребовали не допустить принятия Госдумой закона, позволяющего библиотекам свободно оцифровывать и размещать в интернете книги, а также аннулирующего авторские сборы за все советские книги и кинофильмы.
Законопроект, торпедированный в марте усилиями Никиты Михалкова и других деятелей, предлагал ввести в Гражданский кодекс понятие "свободная безотзывная лицензия" и позволил бы всем желающим бесплатно распространять те или иные произведения. Инициаторами его являлись более 30 человек, в том числе президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и гендиректор Российской государственной библиотеки (РГБ) Александр Вислый.