Каждый школьный педагог обязан проходить курсы повышения квалификации как минимум раз в пять лет. Это приносит повышение категории и совсем небольшую прибавку к жалованию. Те преподаватели, которые по тем или иным причинам долго не повышают свою квалификацию, соответственно, могут быть разжалованы. Согласно информации, которую предоставили «Левому берегу» в Министерстве образования, курсы повышения квалификации бывают краткосрочными – от 20 до 72 часов без выдачи диплома, и долгосрочными – от 72 до 500 часов с выдачей свидетельства об их прохождении. После курсов педагогов ждет защита курсовой работы и контрольная, по результатам которых засчитывается или не засчитывается повышение квалификации.
В текущем году госзаказ на повышение квалификации учителей составил 216 тыс.710 мест. Это меньше, чем в 2008-м (285 тыс. 70 мест) и 2007-м (279 тыс. 787 мест). И гораздо меньше, чем при Советском Союзе, говорит бывший руководитель Центрального института усовершенствования учителей УССР, профессор Иван Жерносек. «Если в конце 80-х годов Центральный институт ежегодно готовил для резерва на должности директоров 600–700 человек, то в 2009 году планируется подготовить 30 людей», – возмущается профессор. По его словам, сегодня в стране разрушается система повышения квалификации педагогических кадров, и Министерство образования и науки не предпринимает никаких попыток проанализировать состояние дел в этой области и реально оценить потребности кадрового состава украинских школ в повышении квалификации.
СССР имел мощную систему переподготовки педагогических кадров – специальные курсы в Центральном институте усовершенствования учителей УССР (нынче – Центральный институт последипломного педагогического образования Академии педагогических наук Украину) и еще пять опорных институтов давали учителям и директорам школ не только новые педагогические навыки, но и ясное представление о том, кого должны воспитать советские школы. Сегодня система повышения квалификации учителей дрейфует в неизвестном направлении.
"Украина давала пример решения проблем обеспечения руководителями школ всему СССР. Но сейчас система подготовки резерва директоров школ уничтожена, – рассказывает профессор Жерносек. – Как следствие, директорами школ становятся люди, теоретически и практически не подготовленные к управлению учебными заведениями».
Впрочем, сами школьные учителя утверждают, что с советских времен система повышения квалификации практически не изменилась. Несмотря на то, что она вроде бы включает современные формы тренингов, курсанты институтов утверждают: основную часть знаний они получают на традиционных лекциях. Не всегда интересных и познавательных.
"Нам рассказывают, что нужно вводить инновационные формы образования, а как приехали на курсы – там лекции, лекции, лекции, – говорит учительница младших классов Томаковской общеобразовательной школы №1 Алла Скрипник, которая только что вернулась с курсов повышения квалификации в Днепропетровске. – Презентация была только по физкультуре, а хотелось бы, чтобы процесс обучения был более разнообразным и чтобы оставалось время для обмена опытом, потому как между лекциями обмениваться опытом учителя не успевают». Впрочем, в целом Алла Ивановна курсами очень довольна – говорит, что это единственная возможность успеть за учебной программой.
Да и просто выбраться в большой город бывает полезно – познакомиться с новыми коллегами, сходить в театр или музей. «Это возможность раз в пять лет выбраться к цивилизации, – рассказывает преподаватель одной из школ в Киевской области Анна Василенко. – Посмотреть новинки и как их использовать. Но очень часто на этих курсах даются лекции, которые абсолютно никому не нужны. Вернее, они нужны профессорам, которые их начитывают для галочки и зарплаты. Коллеги по-разному относятся к курсам повышения квалификации. Одни получают от них пользу и удовольствие. Другие жалуются, что уезжают назад в провинцию, так и не получив ответов на свои вопросы по каким-то образовательным новинкам».
Некоторые школьные учителя, обладающие достаточными связями, вообще получают отметку о прохождении квалификации без курсов. «Мне курсы не интересны», – объяснила «Левому берегу» одна из таких преподавательниц.
Отличаются ли чем-то современные курсы повышения квалификации от тех, что существовали при СССР? «Да вроде ничем…», – в один голос отвечают все учителя. Только политическая нагрузка уменьшилась: если в Советском Союзе главной задачей школы было воспитать хороших пионеров и комсомольцев, то сегодня определить сверхцель для школьного образования не берутся ни учителя на местах, ни преподаватели на курсах, ни Министерство образования.
"С советских времен ничего, по сути, не изменилось, – говорит директор общественной организации «Учителя за демократию и партнерство» Игорь Сущенко. – Да, курсы повышения квалификации совершенно необходимы, но вопрос в том, чтобы и сама система усовершенствования обновлялась. Научная составляющая курсов сегодня – это сухая по форме и содержанию информация, а обмен опытом мог бы происходить в другом месте, не на курсах. К тому же, большую часть новостей по своей области учитель должен был бы узнавать непосредственно в школе, от заместителя директора по научно-методической работе. А не ждать пять лет, пока на курсах расскажут. Ведь все эти пять лет нужно как-то преподавать новые предметы по новым методикам».
По словам Игоря Сущенко, для многих учителей курсы повышения квалификации – пустая формальность. «Хотя в некоторых школах есть творческие группы учителей, которые все время самоорганизовываются для изучения каких-то новинок, – говорит он. – Есть директора, которые приглашают тренеров и обучают свои коллективы. Но для этого нужна инициативная администрация».
Действительно, научить чему-то человека – будь то первоклассник или учитель с 30-летним стажем – без его желания и хотя бы минимальной инициативы невозможно. Не отменяя «слета» раз в пятилетку, лучшим средством для постоянного повышения квалификации учителей стала бы качественная интернетизация школ. Во многих школах компьютеры сегодня играют роль музейных экспонатов – детей к ним не подпускают, чтобы не сломали, а на уроках информатики преподается язык программирования Бейсик. Учителя, люди в основном уже немолодые, не хотят учиться пользоваться компьютером и Интернетом принципиально, хотя некоторые осваивают новую технику вполне успешно.
В идеале же доступ к Интернету должен быть у каждого учителя на каждой перемене – владея одним-двумя иностранными языками, он сможет читать научные и педагогические журналы и значительно опережать в развитии Центральный институт последипломного педагогического образования. Сможет адекватно отвечать на вопросы детей, которые Интернет осваивают значительно быстрее, сможет обмениваться опытом с другими учителями на специализированных форумах. А курсы повышения квалификации останутся, чтобы просто съездить в большой город, сходить в музей, спектакль посмотреть...
Прямая речь
Иван Жерносек, професор
Созданная в 70-х-80-х годах система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров состояла из Центрального института усовершенствования учителей Минобразования УССР, нескольких опорных областных институтов (ворошиловградский, донецкий, днепропетровский, киевский, львовский), которым подчинялись остальные областные институты. Разработанная ими программа предусматривала охват всех кадров образования – руководителей, инспекторов, методистов и педагогов – месячными курсами повышения квалификации раз в 4-5 лет. Действовавшая с конца 70-х и до начала 90-х годов система подготовки резерва директоров школ предусматривала требовательный отбор кандидатур. Подготовка начиналась по месту работы и заканчивалась на 2-месячцых курсах в Центральном институте. В последние годы деятельности Института впервые в бывшем СССР были разработаны профессиограммы практически всех категорий руководящих и педагогических кадров и на их основе разработаны комплекты ориентировочных планов и программ непрерывного повышения квалификации и мастерства, которые были в основном одобрены Госкомитетом СССР по народному образованию. Теперь государство от такой организации научно-исследовательской работы и внедрения ее результатов в школьную практику отказалась, ничего не предложив взамен.