ГлавнаяОбществоЖизнь

Пароход класса «река-бюджет»

Десна – одна из самых красивых рек в Украине. Именно здесь, на невысоких обрывах, поглядывая на заливные луга на противоположном берегу, понимаешь, почему Довженко решил воспеть этот прекрасный край. В начале 80-х годов, отдыхая  на одной из баз не Десне, мне часто приходилось видеть «ракеты» - пассажирские катера, которые курсировали между Черниговом и Киевом. Играя на пляже, мы особенно любили «подушки» - суда на воздушной подушке, от которых на спокойной реке были самые большие вольны.

Влад Головин Влад Головин , независимый журналист

-Давно уже сняли причал, еще лет 20 назад, - ответил старик на вопрос куда девался причал в одном из сел на берегу Десны. Я приехал посмотреть что осталось от моей базы отдыха, столь любимой в детстве. Все «ракеты» и «подушки», как объяснил мне старик давно распилили на металлолом какие-то бизнесмены и чиновники.

Поэтому желание возродить речной транспорт на первый взгляд показалось очень толковой идеей. Действительно, в тот же Чернигов куда интереснее доплыть по Десне, чем ехать по Черниговской трассе. Наверное, такой бизнес был бы очень рентабельным. В минувший понедельник, 10 августа, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко «поручила Министерству транспорта и связи изучить возможность развития транспортного потенциала рек страны». Как сообщили информационные агентства, премьер-министр считает, что нужно «разработать соответствующую государственную программу развития транспортного потенциала рек».

Но дальше красивых заявлений дело не пойдет, слишком поздно что-то возрождать. Сухие цифры Госкомстата дают печальную картину: в 1983 г. речным транспортом в Украинской ССР было перевезено 26,81 млн. пассажиров. В прошлом, 2008 г. 1,55 млн. пассажиров. Дело не только в том, что большинство пассажирских судов распилено, как говорил тот старик «на металлолом». За годы недосмотра русла многих рек настолько обмельчали, что далеко не везде они пригодны для плавания. Общая протяженность речных путей, пригодных для плавания в 1986 – 4922 км., в 2008 г. – 2165 км. Юлия Тимошенко, судя по всему, что-то слышала об этом: « хотя в общем у нас все речки запущены, при этом имеют громаднейшие возможности», - сказала премьер на том же совещании. Но если правительство решит все-таки восстановить давно погибший речной транспорт, то у меня возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, почему нужно тратить бюджетные (а значит и деньги налогоплательщиков) деньги на покупку или строительство судов, коль скоро все старые были просто разворованы? Может проще заставить тех, кто украл, построить новые и улучшить русла рек?

Даже если идеи премьера будут реализованы, все начнется в нашем обычном стиле. Сначала выделят средства из бюджета на «возрождение речного транспорта», а потом будут создавать всякие комиссии по расследованию исчезновения этих средств. Говорят, что из 1 млн, выделенных на строительство дорог из бюджета, около половины оседает в карманах. А если речь будет идти о водном транспорте, то соблазн получить доступ к бюджетному корыту будет слишком велик.

Влад Головин Влад Головин , независимый журналист