ГоловнаЕкономікаДержава

"Приватизація - це завжди великий шоу-кейс, приклад того, що країна змінюється"

С Владимиром Осаковским, главным экономистом по России и СНГ Bank of America Merrill Lynch, корреспонденту LB.ua удалось поговорить в кулуарах Ukrainian Financial Forum 2016, который был организован в Одессе группой компаний ICU. Владимир закончил Джорджтаунский университет, где получил степени бакалавра, магистра и доктора философии в области экономики. Работал в правительстве российской Республики Саха (Якутия), частных компаниях и исследовательских центрах, а также в банке UniCredit. Последние пять с половиной лет Владимир работает в Merrill Lynch.

Владимир Осаковский
Фото: www.gazeta.ru
Владимир Осаковский

Если бы вы общались с инвестором, который совершенно не в курсе ситуации в регионе СНГ, на какие страны вы прежде всего посоветовали бы обратить внимание?

Таких неинформированных инвесторов, наверное, уже не осталось. Но многое зависит от того, какой именно это инвестор, к какому классу относится: hedge fund, real money fund и т.д. На какой уровень, горизонт доходности он рассчитывает. Если это real money, то тут, основной интерес к большим странам как Россия и Казахстан. Украина сюда также вписывается в рамках истории с еврооблигациями. Если взять какой-то более активный hedge fund, то там присутствуют и другие страны, и Украина, конечно, тоже присутствует. Говорить в общих чертах сложно.

Если не говорить о hedge fund, то другие классы инвесторов Украиной интересуются?

Конечно.

Не отпугивает их ситуация в Украине?

Всему есть цена. В мире сейчас несколько триллионов долларов госдолга торгуется с отрицательной доходностью. Когда у человека есть несколько миллиардов долларов под управлением, и половина из них с доходностью около нуля, любой инструмент с большей доходностью будет вызывать интерес. По украинским долгам же платят довольно много.

Насколько украинские долговые бумаги надежны? Недавно Украина договаривалась с кредиторами о списании части долга. Есть ли вероятность, что такое может повториться в обозримом будущем?

То, что произошло, это результат радикальных преобразований в стране. Насколько высока вероятность, что это повторится, зависит от самой Украины. Как она будет меняться, как будет расти ее экономика. Тут нельзя сказать однозначно.

В любой стране есть риск. История торговли долговыми бумагами Украины на мировом рынке довольно короткая. И два года назад ситуация в стране изменилась кардинальным образом. Это отразилось на доходности по бумагам, дополнительный риск накладывается.

А само это списание части долга — как его оценивают экономисты? Это действительно был компромисс?

Сколько было держателей бумаг, которые отказались от предложенных условий? Не было таких. Значит, рынку сделка понравилась.

Здание правительства Украины
Фото: Макс Левин
Здание правительства Украины

Но в итоге Украина теперь не может выйти на рынок и привлечь средства под вменяемый процент. Сколько бы сейчас стоили 10-летние долговые бумаги Украины?

Текущая доходность – чуть больше 8%. Это высокий уровень. Если он устраивает Правительство, то можно хоть завтра разместиться. Но это наверно и в самом деле дороговато для Минфина Украины.

Есть же еще проблемный политический кредит на 3 млрд долларов, по которому есть спор между Украиной и Россией...

Вопрос этот, конечно, надо решать.

Это не рыночная история?

Она, конечно, имеет влияние на рынок, но тут надо смотреть, как она разрешится.

То есть, если она разрешится возвратом денег, то это повысит доверие к Украине?

Зависит от условий.

Ну вы ожидаете вообще разрешения этого спора в ближайшее время?

Так или иначе в рамках судебного разбирательства какое-то решение будет принято.

А сколько такие суды длятся?

Не могу сказать.

Не было прецедентов?

Разные были случаи, какие-то ситуации долго разрешались, какие-то быстрее. В данном случае была инициатива провести досудебное разбирательство. Были планы провести встречу в Вашингтоне, которой, судя по всему, не произойдет (так впоследствии и случилось, - ред.). Но обе стороны подтверждают, что есть заинтересованность в таких переговорах. Так что вопрос в принципе может решиться быстро.

Фото: sockraina.com

Если говорить вообще об экономике Украины, в каком она состоянии?

Экономика выходит после долгой рецессии. Произошел очень большой спад. Однако позитивный момент в том, что это создает большой эффект базы. Когда очень низко упал, то проще быстрее подняться. И в этой связи за счет этого эффекта базы у Украины есть пространство для роста. Поскольку падала она долго и сильно, то и расти может сильно и долго если обстоятельства и политика правительства будут этому способствовать. И, на мой взгляд, общая внешнеэкономическая ситуация довольно позитивная для Украины. В мире сейчас очень много капитала и он очень дешевый. Вопрос, как эти деньги привлечь в Украину. Для этого нужно менять страну и активно убирать риски для инвесторов, которые сегодня существуют.

Очень многое уже было сделано, нужно это продолжать. При этом также очень важно активно о реформах рассказывать. Плохие новости всегда хорошо расходятся, журналистам они интереснее, а хорошие надо самим рассказывать. Позитивный момент в том что они есть – хорошие новости.

А есть в Украине хорошие новости?

Во-первых, в этом году должен быть рост ВВП. Давайте на него посмотрим, какая динамика будет в дальнейшем. Многие показатели говорят о том, что рост уже пошел, надо его поддержать и закрепить.

Фото: Вести.Ru

А что происходит с российской экономикой?

Российская экономика тоже сильно упала и тоже должна начать расти, просто спад был не такой сильный как в Украине. И реакция на падение в России была вполне адекватной. Была радикальная девальвация рубля, были денежные вливания в экономику. Сейчас происходит фискальная консолидация, что очень важно для среднесрочного роста и его устойчивости.

Плюс у России есть подушка в виде Резервного фонда.

Даже и без этой подушки реакция была очень адекватной. Но, да - плюс к этому еще есть и “подушки”: Резервный фонд, Фонд национального благосостояния. На самом деле это примерно одно и то же – их можно тратить на финансирование бюджета, что, возможно, Минфин и будет делать. Это перспектива двух-четырех лет.

Ситуация в России сильно зависит от динамики цен на нефть, которые очень слабо прогнозируемы. Текущие бюджетные проектировки основаны на цене 40 долларов за баррель. Если так и будет в ближайшие три года, то Резервный фонд скорее всего закончится в следующем году.

Фото: EPA/UPG

Что тогда нужно будет делать России?

Фискальная консолидация и ребалансировка бюджета, что уже и происходит. Плюс у России есть довольно большая банковская система и есть возможности для заимствования на внутреннем рынке. Еще есть, несмотря на все ограничения и препятствия, возможность привлечения на внешнем рынке. Пока речь идет о том, как это все скомбинировать, все эти источники.

Можно ли сравнить экономики Украины и России? Понимаю, что масштабы разные, но, возможно, динамику?

Сравнить можно и даже нужно. Я бы сказал, что сейчас Украина переживает похожие процессы, что и Россия в 1999 году. Очень много параллелей. Вплоть до конфликтов территориальных. Также в обоих слдучаях есть программа МВФ, ограничения по движения капитала, девальвация и так далее. Даже уровень поддержки в парламенте у правительства похож. Россия в тот момент была на низшей точке своего развития, возможно, Украина сейчас также там находится. Соответственно, дальше траектория движения была очень позитивной. Растущая Россия в 99-2000 годах, в том числе с помощью МВФ, смогла разрешить целый ряд застарелых экономических проблем. Это привело к тому, что уже в 2000 году ВВП России вырос на 10%, а с 99-го росла непрерывно до 2008 года. Понятно, что там наложилось и супервысокие цены на сырьевые товары. Но нефть на самом деле начала расти не с 2000 года, а скорее с 2004-2005. А три-четыре года 2000-х Россия шла за счет институциональных преобразований и эффекта базы. Эффект внешнего позитива для России — это была нефть.

У Украины все эти составляющие роста есть в достаточном количестве. В украинском случае, возможно, тоже commodities помогут в качестве внешнего фактора. Но если не помогут, есть отрицательные ставки, о которых я говорил, — тоже фактор поддержки.

Как конфликт между Украиной и Россией влияет на ситуацию в регионе, на интерес инвесторов к региону?

Конечно, так или иначе все спрашивают об этом, следят за событиями. Но любой вялотекущий и долгоиграющий конфликт постепенно становится привычным. Так что, если не будет особых радикальных новостей, этот фактор не будет преградой для положительных решений по инвестициям.

Фото: EPA/UPG

То есть важно, чтобы конфликт не перерос снова в более горячую фазу.

Да, конечно. Если есть нормальная макроэкономическая внутренняя история, то, в принципе, страна будет привлекать инвестиции. Россия – хороший пример. Общая макроэкономическая история в стране вызывает доверие, плавающая ставка, фискальная консолидация, резервы...

Но есть сфера, где Украина, кажется, обошла Россию. Киев поднял возраст выхода на пенсию. То, о чем сейчас в России много говорят. С другой стороны, в России сделали накопительную часть пенсии...

К сожалению, накопительная пенсия уже три года как заморожена. Но да, пенсионная система — это проблема, которая требует решения. Россия, действительно, последняя страна в нашем регионе, которая пока еще не повысила пенсионный возраст. Было принято политическое решение этого не делать, по крайней мере пока. Но при этом надо отметить, что довольно много было сделано помимо этого. Была существенно ограничена возможность раннего выхода на пенсию, введены фискальные стимулы для позднего выхода на пенсию, введены ограничения на индексацию пенсий работающим пенсионерам и так далее.

То есть если человек выходит не в свой пенсионный возраст на пенсию, а позже, то получает больше?

Да, можно рассчитывать на гораздо большую пенсию, если ты продолжаешь работать.

Для Украины тут огромное пространство для маневра. Формальный пенсионный возраст — это вряд ли тот возраст, в котором люди на самом деле выходят на пенсию. Кто-то выходит на 10 лет раньше формального пенсионного возраста. Средний возраст выхода на пенсию в России на 2-3 года меньше, чем установленный. Естественно, вот этот средний возраст выхода на пенсию можно сократить для начала, а потом, возможно, поднимать формальный возраст выхода на пенсию.

Хотя тут надо отметить, что пенсионное обеспечение – это глобальная проблема, а не только Украины или России.

Фото: dimaberkut/Depositphotos

И еще один вопрос, который обсуждается в Украине, это приватизация, в том числе приватизация земли.

Вопрос владения землей очень чувствителен политически. Были проблемы у той же Грузии, когда людям не нравилось то что иностранцы покупали землю. Недавно были волнения в Казахстане как раз по вопросу земли. Понятно, что это очень политизированная тема и тут нужна политическая воля.

Но инвесторам было бы интересно купить землю?

Могу сказать, что до кризиса 2008 года когда российские компании, которые имели землю под управлением, выходили на биржу. И их разбирали, как горячие пирожки.

Ну а к приватизации госкомпаний в Украине есть интерес? Некоторые наши экономисты считают, что это дало бы большой толчок для роста экономики.

Приватизация — это всегда большой шоу-кейс, пример того, что страна меняется.

Украина также планирует привлечь инвесторов в газотранспортную систему.

Частный инвестор всегда более рачителен, более эффективен в плане управления собственностью, чем государство. Потому что государство — это те же люди, что и в частных компаниях, но у них могут быть интересы, которые отличаются от интересов государства-собственника.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
София Завтонова, журналист
LB.ua в соцмережах: