Парковка возле гипермаркета "Ашан" напротив российского МРЭО ГИБДД в Симферополе по иронии судьбы расположена на улице Киевской. Последние несколько недель она занята многочисленными автомобилями без номеров. Это означает, что их владельцы уже не первые день простаивают в очереди, чтобы сдать украинские номера (серия "АК", а в Севастополе - "СН"), а взамен получить российские. С июня 2015 года федеральные власти присвоили Крыму автомобильный код – "82", а Севастополю – "92".
Вдоль крымского МРЭО с конца февраля можно наблюдать огромную колонну из автомобилей. Ее километровые хвосты тянутся по Московской трассе на выезде из Симферополя и до самого Евпаторийского шоссе. С каждым днем транспортных средств здесь становится больше. Часть из них – без номеров.
В ноябре прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которым установлен предельный срок перерегистрации транспортных средств, находящихся в собственности граждан России, проживающих в Крыму и Севастополе, и в собственности российских юридических лиц, зарегистрированных на этих территориях. Согласно документу, транспортные средства необходимо перерегистрировать до 1 апреля 2016 года. В противном случае за управление незарегистрированным авто предусмотрена админответственность в виде штрафа от 500 до 800 рублей (примерно от 180 до 286 гривен). Повторное совершение данного правонарушения влечет наложение админштрафа в размере 5 тысяч рублей (около 1786 гривен) или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.
Срок до 1 апреля 2016 года законодатели объяснили тем, что необходимо сформировать налогооблагаемую базу для начисления транспортного налога с владельцев транспортных средств, а также упорядочить допуск этих средств к участию в дорожном движении и их идентификацию. До настоящего времени в Крыму и Севастополе не налажен процесс фиксации нарушений ПДД в автоматическом режиме, розыск угнанных машин.
Чтобы осуществить процедуру перерегистрации, владельцу автомобиля с украинской "пропиской" необходимо пройти техосмотр транспортного средства на площадке перед МРЭО – сверить номера кузова, двигателя и так далее. Затем с заполненным заявлением, номером в очереди и табличками с украинской серией "АК" (ну или "СН" в Севастополе) водитель отправляется непосредственно к зданию МРЭО, где ждет своего часа. Это ожидание, как правило, затягивается на много часов, а то и суток.
– Пришел сегодня рано утром – 523-й в очереди, – слышится диалог между водителями возле МРЭО. – Когда попаду на регистрацию, не знаю.
Крымских водителей, которые оказались в подобной ситуации, возле МРЭО сотни, если не тысячи. Многие в частных разговорах высказывают свое недовольство происходящим, вспоминая ситуацию двухлетней давности, когда в различные инстанции, в том числе и МРЭО, наблюдались такие же огромные очереди. Ответ официальных структур прост: у вас было два года на перерегистрацию, но все спохватились в последний момент.
Многие крымчане упорно не хотели менять украинские номера на российские все эти два года. Впрочем, нельзя тут же записывать их всех в проукраинские активисты. Многие из них откладывали перерегистрацию машин из-за того, что продолжают выезжать из Крыма на украинский материк. Российские номера с крымскими кодами Украина не признает, значит, на таких номерах на материк не выедешь - разве что на пароме через пролив в Россию.
С некоторых пор терминалы электронной очереди в МРЭО Крыма не работают – тем самым, сотрудники ГИБДД хотят ускорить процесс перерегистрации авто. Но он затягивается еще больше, так как в результате из-за недоразумений между водителями часто возникают споры и конфликты. С середины марта МРЭО предприняло беспрецедентный шаг, перейдя на круглосуточный режим работы. Правда, это случилось после того, как российская прокуратура Крыма направила в управление ГИБДД требование перейти на круглосуточный график. По данным прокуратуры, одна из причин больших очередей и усиления напряженности среди автовладельцев – недостаточное количество инспекторов, осуществляющих прием документов и осмотр транспортных средств.
По словам очевидцев, в очереди можно встретить так называемых посредников (в народе – "решал" или "бегунков"), которые за определенную плату проведут процедуру перерегистрации в ускоренном режиме. Руководство крымского ГИБДД через СМИ призывает водителей не обращаться к услугам таких людей.
Те, кто принял решение отказаться от перерегистрации автомобиля в Крыму, продает его по заниженной цене при содействии перекупщиков либо вывозит на территорию материковой Украины, где занимается сделкой самостоятельно. Переоформление происходит в близлежащих Каланчаке, Геническе или Херсоне. Поговаривают, что и там уже отлажен бизнес для проведения этой процедуры. К примеру, в Каланчаке услуги нотариуса обойдутся в 1500 грн (хотя в среднем такие услуги стоят в Украине 250-300 грн), а процедура переоформления через посредников – в 5 тысяч грн. На городском форуме Севастополя автовладельцы, которые уже сняли свои авто с крымской регистрации на материковой Украине, утверждают, что цена вопроса через посредника - 2500-3000 гривен. Украинские власти также не советуют связываться с посредниками.
Теоретически сделка по продаже авто на материк даже может принести крымчанину прибыль, потому что в российских реалиях автомобили стоят минимум на 20% дешевле, чем в украинских из-за разницы в налоговой политике властей и места сборки автомобиля. Но на практике оказывается, что слишком уж много желающих продать авто с крымскими номерами - предложение явно превышает спрос, по крайней мере на сегодняшний день. Поэтому заработать смогут лишь те крымчане, которые готовы долго ждать покупателя на свой автомобиль.
Хуже всего тем, кто покупал авто по украинской доверенности - теперь переоформить его довольно сложно. Есть случаи, когда машина принадлежит нескольким людям. И если хотя бы один из них переселился на материк после смены флагов над полуостровом (а таких уже около 22 тысяч по данным украинского омбудсмена), то процедура усложняется в разы.
Какое количество крымских автомобилистов к настоящему времени успели сменить украинские номера на российские – неизвестно. Согласно данным, опубликованным в открытых источниках, по состоянию на ноябрь прошлого года в Крыму украинской серией "АК" пользовались около 18% местных автомобилистов. В январе 2016 года ГИБДД обменяло 3,2 тыс. регистрационных знаков, в феврале – 6,3 тыс. Всего на территории полуострова числилось около 800 тысяч автомобилей с желто-синими номерами.
Сейчас уже становится понятно, что все желающие пройти перерегистрацию до 1 апреля 2016 года не успеют физически. Будут ли сотрудники ДПС выписывать штрафы с этого дня, никто точно сказать не может. Информация, которая звучит из уст официальных лиц, противоречивая. В середине марта российский прокурор Крыма Наталья Поклонская (Украина и многие другие страны ее полномочия не признают, - ред.) заявила, что тех крымских автовладельцев, которые не успеют пройти перерегистрацию до 1 апреля, до июля 2016 года за украинские номера штрафовать не будут.
"Существует определенная программа, существует определенное предложение в плане того, что если человек не успел пройти всю перерегистрацию, то на протяжении первых трех месяцев после вступления в силу новых нормативов никто привлекать к реальной ответственности, к административной, не будет. Для начала будут приниматься предупредительные меры", – пояснила Поклонская.
В то же время начальник российского ГИБДД в Крыму Анатолий Борисенко в недавнем интервью газете «Крымская правда» дал понять, что никаких поблажек для владельцев авто с украинскими номерами с 1 апреля не будет и их, согласно российскому закону, ожидает штраф.
"У автомобилистов для смены государственных номеров было достаточно времени – два года. Но они почему-то с этим процессом тянули до последнего, вследствие чего значительно возросла нагрузка на регистраторов и появились очереди в МРЭО. Мы вынуждены были перейти на такой режим работы, чтобы ускорить процесс обслуживания граждан", – рассказал Борисенко. Кроме того, по его словам, в Крым дополнительно прибыли 20 сотрудников МРЭО из Российской Федерации, которые уже приступили к работе.
Примечательно, что власти Крыма и Севастополя практически синхронно обратились в правительство России с просьбой продлить сроки перерегистрации авто до конца нынешнего года. По словам главы Комитета по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике "Госсовета" Игоря Лукашева, в органы власти поступают многочисленные обращения от субъектов хозяйственной деятельности с просьбой решить проблемный вопрос.
"На практике сложилась ситуация, что данные юридические лица не могут получить регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на транспортные средства, приобретенные ими или внесенные в их уставный фонд в качестве имущественного вклада без прохождения таможенных формальностей, несмотря на то, что такие транспортные средства ранее были зарегистрированы на территории Республики Крым и таможенную границу Российской Федерации не пересекали", – сообщил Лукашев на заседании "Госсовета".
Он также подчеркнул, что от решение данного вопроса напрямую зависит деятельность десятков работодателей, чьи предприятия являются крупными налогоплательщиками, формирующими доходную часть российского бюджета республики.
"Данные предприятия предоставляют сотни рабочих мест. Отсутствие законодательного разрешения этого вопроса может повлечь за собой огромные убытки и остановку производства предприятий, что в целом может иметь негативный политический резонанс", – убежден "парламентарий". По словам Лукашева, в первую очередь, это может коснуться строительной отрасли. "Это около 18 тысяч единиц автотранспорта. Это весь строительный комплекс, который у нас есть", – сказал "депутат".
В свою очередь, спикер "парламента" Владимир Константинов (находящийся в розыске в Украине, - ред.) отметил, что озвученная проблема носит серьезный социальный характер "поскольку касается десятков тысяч крымчан", и призвал руководство крымского ГИБДД занять "прокрымскую позицию" в вопросах перерегистрации транспортных средств.
Некоторые наблюдатели усмотрели в инициативе так называемого Госсовета, скорее, желание пролоббировать интересы строительных компаний полуострова, к которым имеют отношение отдельные представители республиканской власти. В частности, Константинов является основателем крупной компании "Консоль", уже много лет работающей на территории Крыма.
В этих условиях украинские власти не делают ничего, чтобы дать возможность крымчанам выезжать на материк на своих авто. После прекращения авиа- и железнодорожного сообщения, похоже, иссякает и автомобильный поток. Хотя глава Госслужбы Украины по делам Крыма и Севастополя Нариман Устаев предлагал ввести механизм замены номеров на админгранице с Крымом, он так и не был принят украинским правительством.