ГоловнаСуспільствоЖиття

Як обманулися кримські еліти

Два года назад Россия аннексировала украинский Крым. Оказалось, что без украинских экономических связей полуостров себя прокормить не может, поэтому Москва взяла его на свое обеспечение. В 2015 году уровень дотационности Крыма составил около 73%, подсчитала российский экономист Наталья Зубаревич. Остальное полуостровитяне зарабатывают сами. Но кто в итоге тратит эти деньги? Кто сидит на бюджетных потоках и выигрывает подряды? LB.ua попытался разобраться в этом вопросе.

Высокопоставленные варяги в Крыму, слева направо: Олег Белавенцев родом из Псковской области, Сергей Меняйло - из Северной
Осетии
Высокопоставленные варяги в Крыму, слева направо: Олег Белавенцев родом из Псковской области, Сергей Меняйло - из Северной Осетии

Упущенные возможности

Недавно Совет нацбезопасноти и обороны Украины обнародовал стенограмму заседания от 28 февраля 2014 года. Это заседание было посвящено ситуации в Крыму. Оказывается, премьер-министр Арсений Яценюк тогда предлагал расширить права Автономии, чтобы погасить конфликт между полуостровом и материком.

"Правильным политическим решением было бы: начать переговоры с теми, кто представляет сегодня незаконно избранную власть Крыма с целью политической стабилизации через принятие Верховной Радой Украины нового Закона Украины "О Конституции Автономной Республики Крым", который бы предусматривал формирование самостоятельной системы финансов, я ее назвал бы условно самостоятельной, например, сохранения в распоряжении бюджета Автономии налога на добавленную стоимость, отчисления части акцизного сбора и разрешения так называемых языковых национально-культурных и этнических вопросов. Такой вариант возможен, его следует рассматривать как основной, но этот вариант будет остановлен Российской Федерацией, потому что они не заинтересованы в мирном разрешении конфликта", — говорил тогда Яценюк.

Это были не пустые слова. Заручившись поддержкой и.о. президента Александра Турчинова, в Крым прибыл тогда еще просто депутат, а сейчас президент Украины Петр Порошенко.

"[Прилетел, чтобы]... предложить все, чего они хотят. Готовы были проговорить все детали по законодательству Украины касательно Конституции Крыма, обеспечить необходимую защиту людей", - вспоминал Порошенко.

Но договариваться было поздно. Российские военные попросту не дали ему встретиться с депутатами Верховного Совета Крыма. А часть местных элит к тому времени уже была подкуплена россиянами.

Так, после аннексии глава маргинальной партии "Русское единство" Сергей Аксенов возглавил "правительство" Республики Крым. Руководитель парламента Крыма Владимир Константинов, задолжавший миллионы долларов украинским банкам, сохранил свой пост. В Севастополе, который является отдельной административной единицей и в состав Республики Крым не входит, и.о. "губернатора" был назначен местный бизнесмен Алексей Чалый, а чуть позже он переместился в кресло спикера городского парламента.

(Для простоты далее мы будем употреблять слово "Крым" в значении "Республика Крым, которая не включает в себя Севастополь", - ред.)

Казалось бы, Аксенов и Константинов получили всю полноту власти в Крыму, а Чалый - в Севастополе после аннексии. Теперь-то они будут осваивать российские бюджеты... Но в планы Москвы это не входило. Российские деньги пришли в Крым и Севастополь не сами по себе, а вместе с московскими назначенцами.

Нашествие россиян

Первой жертвой московской политики замещения местных элит на послушных российских чиновников стал севастопольский бизнесмен с российским паспортом Алексей Чалый. Он родился в Москве, в детстве переехал в Севастополь, и так и не смирился с украинским статусом города после развала СССР. С 2004 года он вел активную сепаратистскую деятельность. Но Кремль такие инициативные, пусть и пророссийские люди не устраивали.

23 февраля 2014 года толпа с триколорами провозгласила Алексея Чалого "народным мэром" Севастополя. В этой роли он пробыл недолго. Уже 14 апреля Владимир Путин назначил "губернатором" Севастополя бывшего заместителя командующего Черноморского флота России, адмирала Сергея Меняйло. Формально Чалый сам отказался от поста и порекомендовал на свое место Меняйло. Более реальная версия - отказался под давлением Москвы. В качестве утешительного приза Чалому досталось некое Агентство стратегического развития Севастополя (без московских вливаний это агентство оказалось пустышкой), а чуть позже - пост спикера в городском парламенте, который, впрочем, никаких реальных полномочий по управлению городом ему не давал.

В Крыму Сергей Аксенов свой пост руководителя республики сохранил, но получил надсмотрщика в виде полпреда Путина по так называемому Крымскому федеральному округу Олега Белавенцева.

Кто эти люди: Сергей Меняйло и Олег Белавенцев?

Сергей Меняйло родился в Северной Осетии, служил на Северном флоте в Мурманской области, которая граничит с Финляндией и Норвегией, был депутатом местного облсовета, командовал военно-морской базой в Новороссийске на Черном море, руководил доставкой десанта в Абхазию в 2008 году во время российско-грузинской войны, с 2011 года в запасе.

Олег Белавенцев родом из Псковской области, но военно-морское училище заканчивал в Севастополе, затем также служил на Северном флоте, до последнего назначения возглавлял российское ОАО "Славянка", которое занималось обслуживанием военных городков Минобороны РФ. И дружил с министром обороны России Сергеем Шойгу.

В 2016 году благодаря агитационному фильму "4-я оборона Севастополя" выяснилось, что Олег Белавенцев руководил военной операцией по захвату Крыма. Не последнюю роль в этой операции занимал и Сергей Меняйло. Этот фильм показывали учителям Севастополя по негласному распоряжению российских властей. Приведем одну интересную цитату из этой агитки.

"Всей операцией по освобождению Крыма по большому счету командовал человек, который сейчас занимает должность полномочного представителя президента по Крымскому федеральному округу - это Олег Белавенцев. Он осуществлял и военное руководство, и политическое руководство этой операции. То есть проводил переговоры с властями (как Севастополя, так и Крыма), проводил переговоры с депутатами, с влиятельными людьми, с бизнесменами, которые здесь работают. И, соответственно, он же определял и решал, кто будет публичной фигурой, которая будет [выступать] на митинге от имени народа. Если бы не его решения определенные, то многих так называемых "героев русской весны" мы сейчас и не знали - ни их фамилии, ни что они вообще существовали и т.д. То есть "героями", собственно говоря, он их назначал здесь, а сам оставался в тени... Не последнюю роль играл в этой операции (это тоже сейчас, наверное, не секрет) губернатор нынешний Севастополя Меняйло. Именно его люди, его диверсанты, которых он в общем-то воспитывал, его подчиненные выполняли очень большую часть диверсионной работы, невидимой совершенно. Это было оценено руководством страны, именно поэтому Белавенцев и Меняйло получили те должности, которые получили", - говорит в этом фильме российский политолог Олег Матвейчев.

В общем, Крым отдали касте российских военных, которые захватывали полуостров. А местные элиты остались с носом. Но они не сразу это поняли.

Российские военные блокируют украинскую военную часть в Севастополе
Фото: EPA/UPG
Российские военные блокируют украинскую военную часть в Севастополе

Головокружение от успехов

Первые месяцы после аннексии дела у Аксенова и Константинова шли хорошо. Чалый тоже занимался стратегическими проектами для Севастополя, ожидая, что они будут профинансированы.

"Переходный период", объявленный в Крыму и Севастополе сперва до 2015 года, а затем затянувшийся еще на несколько месяцев позволял действовать без оглядки на украинские и российские законы. Например, гривна ходила на полуострове наравне с российским рублем вплоть до 1 июня 2014 года, украинские документы продолжали котироваться наравне с российскими (некоторые "переходные моменты" длятся до сих пор - например, многие автовладельцы ездят на украинских номерах).

31 марта 2014 года Владимир Путин поднял в Крыму зарплаты бюджетникам и пенсии, поэтому никакого социального недовольства не было. Цены росли медленнее зарплат. Обманутые пропагандой россияне ринулись в Крым скупать недвижимость, благодаря чему стоимость жилья у моря выросла в долларовом выражении в два-три раза, выросли и арендные ставки.

Никакой критики местных властей в прессе не было, потому что россияне изгнали или заставили замолчать всех объективных журналистов. Наоборот, разворачивалась мощная пропагандистская машина, которая на разные голоса славила местных "героев русской весны" и Владимира Путина лично.

Экономические проблемы еще не проявились. Новые крымские "власти" занялись национализацией украинских компаний, сведением счетов с неугодными, расстановкой своих людей на хлебные посты. При этом Киев им не мешал: продолжал питать полуостров светом, сохранялось железнодорожное сообщение, фуры с дешевыми и качественными украинскими продуктами шли в Крым караванами.

Россияне, стремясь узаконить свое присутствие в Крыму, провели так называемый "референдум о присоединении к России" 16 марта 2014 года, а уже 14 сентября прошли первые местные выборы по российским правилам.

Отрезвление

Хотя простые крымчане оставались во власти пропагандистских мифов, новые крымские элиты начали проявлять беспокойство. Москва все туже затягивала гайки.

В Севастополе Сергей Меняйло подтягивал своих людей из Новороссийска. Местных, за редким исключением, в исполнительную власть не назначали. А в сентябре 2015 года россияне объявили о назначении федеральных чиновников заместителями глав департаментов "правительства" Севастополя.

В Крыму основные денежные вливания такше пошли мимо местной казны - через специально созданное в Москве министерство Крыма. А после его ликвидации москвичи объявили о введении в "правительство" Крыма федеральных заместителей министров, что тут же вызвало сопротивление Сергея Аксенова.

Помимо тех денег, которые Россия тратила в Крыму на зарплаты, пенсии, электричество и другие текущие нужды, планировалось потратить огромные суммы в рамках пятилетней Федеральной целевой программы на "доведение уровня жизни населения и развития экономики Крымского федерального округа до среднероссийского уровня". Почти все эти деньги также прошли мимо Аксенова.

В общем, все денежные должности Кремль взял под свой контроль.

Слева направо: Сергей Аксенов, Владимир Константинов, Владимир Путин и Алексей Чалый
Фото: EPA/UPG
Слева направо: Сергей Аксенов, Владимир Константинов, Владимир Путин и Алексей Чалый

У бюджетной кормушки

Представитель одной местной строительной организации рассказывал LB.ua, что 80-90% фирм, выигрывающих бюджетные подряды – из России, зачастую из очень дальних от Крыма регионов. Из Сибири, например, или с Крайнего Севера.

"Они настолько снижают цены при проведении тендеров, что за такие суммы просто невозможно качественно выполнить заявленные работы. Но они и не стремятся это сделать. Все заточено под распил бюджетных денег", - сообщил собеседник.

Местные "депутаты", которые могут разве что со стороны наблюдать за расходованием бюджетных средств командой Меняйло, не стесняются в выражениях.

"Подрядчики часто некачественно выполняют работы, простите, прямо воруют деньги. Севастополь впереди России всей по воровству бюджетных средств", - говорит вице-спикер "парламента" Севастополя Александр Кулагин.

Нарушения в расходовании средств заметили даже в представительстве Путина. По словам заместителя полпреда президента России в "Крымском федеральном округе" Сергея Нештенко, бюджет Севастополя пострадал от злоупотреблений чиновников на 200 млн рублей в 2015 году.

Вот несколько конкретных примеров в Севастополе:

  • Директор российского госучреждения "Капитальное строительство" перечислил компании "Севстройинвест" 18 млн рублей за проектно-изыскательские работы по переброске стока из реки Кокозка в Чернореченское водохранилище. Оказалось, что компания выполнила только часть работ на 3 млн рублей.
  • Это же госучреждение заключило договор с компанией "Крафт" на строительство мини-котельной в школе №18 Севастополя, газопровода в Аполллоновой балке и на выполнение работ по переводу котельной 3-й горбольницы на газ. Общая сумма контрактов 28 млн рублей, перечислена в полном объеме. Но работы компанией в срок не были завершены, причем около 2 млн рублей были потрачены нецелевым образом - деньги шли на выдачу займов сотрудникам предприятия и пополнение их карточных счетов.
  • Другое госучреждение "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и компанией "Стройиндустрия" заключили договор на ремонт дороги по ул. 4-я Бастионная на 6,2 млн рублей. Работы не выполнены, хотя аванс в сумме 1,9 млн рублей был перечислен вовремя. Также выяснилось, что частная компания не имела технической возможности для качественного и своевременного ремонта дороги.
  • Вместо поддержки бизнеса местные Фонд микрофинансирования, Гарантийный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства размещали бюджетные средства на банковских счетах, чтобы заработать на процентах. Полученные таким образом прибыли чиновники тратили на закупку компьютеров и мебели, на зарплаты и другие нужды организаций.
  • Наконец, интересный случай связан с компанией из Московской области, которая взялась озеленять клумбы Севастополя за 7 млн рублей. Компания просто выкорчевала кусты роз и другие цветы и засыпала освободившееся место морской галькой. После волны возмущения, клумбам вернули первозданный вид, а деньги – в бюджет. На этом компания не остановились. В севастопольском парке Победы она нагромоздила каменные глыбы и хотела получить за это 20 млн рублей. На презентации проекта сумму сбили до 17-18 млн рублей. Такое выгодное озеленение (как в прямом, так и в переносном смысле) оказалось интересно и компании, связанной с участниками российского мотоклуба "Ночные волки".

При этом, конечно, одним распределением бюджетных потоков чиновники не довольствуются. В 2015 году на содержание "правительства" Севастополя, где трудятся около 2200 человек, ушло около 1,7 млрд рублей или почти 11% всего горбюджета. Штат растет, растут затраты на его содержание.

Вряд ли ситуация в Крыму заметно отличается. Но о Севастополе мы знаем больше благодаря противостоянию местного Чалого с засланным Меняйло. В Крыму же Сергей Аксенов старается лишний раз не критиковать московские власти, чтобы сохранить свой пост.

Сергій Коваленко, журналіст, Севастополь
LB.ua в соцмережах: