ГоловнаПолітика

Україна в пошуках лідера

Если попросить среднестатистического социально-активного украинца продолжить логические ряды "реформы –Сингапур-лидер …", "реформы – Грузия- лидер …" и еще несколько стран, он/она без труда назовет фамилию. Если же попросить аналогичный ряд в Украине – сможет ли он/она это сделать? Боюсь, что это будет сложно…

Фото: EPA/UPG

Речь в данной статье идет именно о реформах в целом, а не об определенных направлениях. Но, как правильно заметил Иван Миклош на выступлении в KSE, реформы тогда дают наибольший результат, когда они комплексны и системны.

Андерс Аслунд и Симеон Дянков в книге "Великое перерождение" подчеркивают важность лидерства на ранних этапах посткоммунистического перехода: "Фигура лидера имеет наибольшее значение на раннем этапе перехода, то есть, до того, как институции начнут определять поведение лидеров". По мнению автора статьи, мы находимся в середине начала перехода – на Майдане мы сделали выбор в пользу европейского будущего, но до институцианальности еще слишком далеко. Это доказывается тем, что успех конкретной реформы в Украине зависит от лидерских качеств руководителя в той или иной сфере.

Можно ли попытаться назвать лидером реформ в Украине Президента? По мнению автора, инициатором – да, поскольку за его подписью вышла дорожная карта реформ – Стратегия "Украина – 2020", но лидером – нет. И должен ли вообще Президент этим заниматься?

Стал ли Премьер лидером реформ? Можно ли с уверенностью говорить о реализации реформ в Украине вообще? Обязательно ли именно премьеру быть лидером реформ? По мнению автора, совсем не обязательно. Как показывает анализ лидеры-реформаторы могут занимать различные государственные посты.

В Украине есть Национальный совет реформ, есть его исполком, есть отдельно проектный офис. Но Национальный совет реформ пока только площадка для эскалации проблем или детального разбора определенной реформы. Здесь нет лидерства как такового. В первую очередь задача проектного офиса - мониторинг и информирование доноров о реализации реформ в Украине, также это платформа для обеспечения горизонтальных связей и определенной координации, но он финансируется ЕБРР и другими донорами и не находится в вертикали любой власти, поэтому о лидерстве пока говорить не приходится.

В Украине есть Координационный центр по обеспечению взаимодействия Президента с Кабинетом Министров Украины (был создан Указом № 954 от 24.12.14, Положение о нем утверждено Указом № 595 от 19.10.15). Несмотря на то, что название напоминает сценку из "Простоквашино", где Матроскину и Шарику для общения нужен был Почтальон Печкин, в целом идея интенсификации взаимодействия органов власти между собой вполне здравая.

В целом, в Украине много реформ и реформаторов, а вот с лидерством пока не сложилось. Возможно, именно поэтому темы реформ вызывают недовольство населения и дипломатическую обеспокоенность Запада.

Но что такое лидерство, и откуда берутся лидеры, возможны ли лидеры в Украине? Описывая это в собственном, а не академическом понимании, лидерство само по себе – это влиятельность, иногда не имеющая ничего общего с популярностью, обусловленная врожденными и приобретенными навыками продвигаться вперед и вести за собой людей.

Политическое же лидерство в реформах – это плод личного лидерства, экономической необходимости и политической договоренности.

Одновременно, лидер-реформатор это кризис-менеджер и девелопер, который не имеет политических амбиций и готов нести ответственность за то, что делает. Особенно в Украине, где избирательная кампания начинается на следующий день после объявления итогов предыдущих. Как говорил Джеймс Кларк, «политик думает о следующих выборах, государственный муж – о следующем поколении».

К сожалению, лидера невозможно заказать через Amazon. Его невозможно привезти с Юга или Запада. Общество и политикум должны быть готовы принять лидерство конкретного человека и обеспечить ему необходимую поддержку. Лидер же должен быть готов опереться на поддержку активного гражданского общества, и вместе с тем иметь возможность сказать “нет”. Условием появления лидера является готовность пожертвовать частью своего видения реформ для обеспечения общего результата.

По мнению автора, такого "пожертвования" в Украине пока очень мало. Коалиция вместо политической ответственности становится инструментом шантажа. Выдвигаемые предложения в последнее время все больше напоминают популизм. К примеру, депутатский и общественный проект налоговой реформы в первую очередь предусматривал снижение ставок, к подаче в Парламент он уже имеет какие-то компенсаторы и предложения по снижению затрат, одна проблема – нет одного дополнения - заявления о сложении депутатских полномочий и публичного заявления о готовности перейти в Кабмин и Минфин для реализации этой самой налоговой реформы.

Что поможет Украине обрести лидера? Украина обычно не ищет легких путей – и ей в решении проблем помогает либо долгое время, либо стечение обстоятельств. В сценарии долгого времени – это появление новых политических партий и их представителей, что невозможно без роста вовлеченности населения в политику и осознания ответственности за свой выбор.

Стечение обстоятельств – когда градус накала страстей сам приведет к появлению лидера. Два года назад лидером на время стал Мустафа Найем – по стечению обстоятельств собравший сначала тысячи, а потом миллион. Потом же, сам Майдан февральскими ночами скандировал: "ли-де-ра"…

Будем воспринимать с позитивом такие две возможности и внимательно смотреть вокруг в поисках лидера.

Статья подготовлена в рамках проекта VoxUkraine

Вікторія СтраховаВікторія Страхова, експерт з питань фінансового сектору
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram