Природу невозможно обмануть. Экономику точно так же обмануть невозможно. У нас чрезмерно высокое налоговое давление? "ОК!", отвечает экономика, и 42% ее продолжает работать в тени (данные МЕРТ). Уже и дети в школах знают, что для нормальной экономики, претендующей на рост, но не имеющей колоссальной ренты от добычи нефти/газа/алмазов, максимально разумным уровнем перераспределения ВВП через бюджет является 30-35%. Считаем: Украина имеет долю перераспределения ВВП через госбюджет и всякие там соцфонды около 52,2% (данные Мирового банка, исследование Doing Business 2016). Нам Польша нравится? Ну, там темпы роста и все такое? Так вот в Польше 40,3%. И поляки считают, что это много.
Как же украинская экономика и мы, налогоплательщики, умудряемся не только не протянуть ноги, но еще и денежку на армию подкидывать? А очень просто – благодаря все тем же 42% в тени. Ведь что такое означает 52,2% изъятия "белого" ВВП через налоги и сборы при уровне "тени" в 42%? Это означает около 30% налоговой нагрузки на всю экономику – на весь ВВП, включая его "теневую" часть. Учитывая, что и в Польше далеко не весь ВВП является "белым", то получается, что украинцы реально платят примерно столько же налогов, сколько и поляки. А если поляки платят даже чуть больше, то они идут на это потому, что в Польше все-таки нет системного разворовывания бюджета, которое до сих пор живо в Украине, хотя и немного сжалось по сравнению с временами "папередников".
По этой причине (большая "тень") у нас есть деньги на жизнь, на учебу детей, а также на одежки, бронежилеты, беспилотники и ночные прицелы для армии. Благодаря этому стеклянный ящик с пожертвованиями для Майдана, что стоял в декабре-феврале у входа в еще не сгоревший Дом профсоюзов был все время пополняем. И если новую налоговую систему им. Яресько-Макеевой все же продавят, у среднего класса денег на очередное спасение страны больше не окажется в нужный момент.
А теперь к аргументам. Их четыре. Детали оставлю для аудиторов и налоговых консультантов. Говорить буду о самом вопиющем.
Первое: ликвидация малого бизнеса. Да, именно ликвидация. Потому что работать на упрощенной системе налогообложения юрлицам (кроме агробизнеса) будет запрещено. Оставят только группу А – самозанятых лиц с оборотом до 300 тыс. гривен в год и агробизнес – группу С. С кустарями-одиночками (группа А) все ясно – это мелкий сервис, сверхмелкая торговля и все такое. И, да, там есть четкая перспектива тотального внедрения кассовых аппаратов. Чем это грозит по части штрафов и коррупции – детально изложено на первой сотне страниц нового проекта Налогового кодекса.
Агробизнес на "упрощенке"? Легко, но при оборотах до 2 млн гривен в год - сколько тонн зерна можно вырастить такому хозяйству? Столько, сколько дадут примерно 70-90 гектаров посевов. То есть речь идет реально о совсем небольшом масштабе бизнеса. Ни экспорт, ни серьезная технологическая база такому фермеру в принципе не будут недоступны. В общем, готовится шикарный подарок крупному агробизнесу – ему-то общая система налогообложения не особо страшна, а средний бизнес (и мелкий) пойдут к нему в батраки.
Что будет с группой В (частные предприниматели, до 10 работников, до 2 млн грн в год, кассовые аппараты - обязательны), легко сообразить, если просто поставить рядом две цифры – 20% и 20% - это ставки подоходного и ЕСВ, которые будут применяться к чистому доходу частного предпринимателя. Для определения такого чистого дохода придется вести полновесную отчетность – подобно предприятию на общей системе налогообложения. Ну и сюда прицепом пойдут вопросы "почему такой низкий доход?" (как сейчас терзают плательщиков налога на прибыль по поводу размеров той самой прибыли), а также коррупция, проверяющие, траты времени и денег на общение с контролирующими органами.
Я уверен, что "упрощенка", кроме микробизнеса, а точнее – нанобизнеса, просуществует максимум полгода-год. Потом все схлопнется. И, как дополнение, получим совершенно дикий разгул коррупции в связи с тотальным уходом малого бизнеса в теневой сектор. Потому что малый бизнес зачастую закрывает те потребности общества, которыми средний и крупный заниматься в принципе не смогут. Следствие всего этого? Увольнение персонала – малый бизнес самоликвидируется. Рост цен – вырастет уровень монополизации на локальных рынках, а крупные компании обычно не столь щепетильны в борьбе с издержками и собственными аппетитами.
Второе: дикие штрафы и ужесточение контрольных процедур. Многие штрафные санкции увеличены вдесятеро (!). Кому интересно – добро пожаловать в текст от Минфина и в действующие пока нормы. Сравнивайте. Что это означает? Коррупция. Прежде всего. И уход в полную, глухую "тень" - так, чтобы вообще не светиться перед проверяющими. Тем более, что нынешние возможности интернета и соцсетей позволяют находить клиентов и общаться с ними в виртуале.
Третье: сохранение дико высоких ставок налога на доходы физлиц и единого социального взноса (ЕСВ). Минфин, как известно предлагает ввести единую ставку подоходного – 20% против сегодняшней системы "15% до 10 минимальных зарплат и 20% - свыше этой суммы". И пусть не вводит в заблуждение обещание Минфина ввести вычет в размере минимальной зарплаты (равная ей часть дохода не облагается налогом вообще) – эта норма и так начнет действовать с 1 января 2016 года. И пусть не вводит в заблуждение обещание Минфина ввести 20% ЕСВ вместо и так стартующих с 1 января 22%. Потому что согласно действующим нормам облагается ЕСВ та часть зарплаты, которая не превышает 17 минимальных зарплат, а Минфин предлагает этот порог поднять до 25 "минималок". То есть под удар попадают все, кто зарабатывает от 10 тыс. гривен и выше – у них изъятие денег через подоходный и ЕСВ будет выше, чем предусмотрено с 1 января уже действующим Налоговым кодексом.
Последствия – очевидны: бегство тех, кто способен сбежать и уход в "тень" тех, кто этого не сможет сделать ввиду личных обстоятельств или специфики бизнеса.
Четвертое: никакого послабления по части уплаты/возмещения НДС не предусмотрено. Несмотря на введение системы электронного администрирования НДС (так называемые НДС-счета и электронные НДС-накладные), автоматического возмещения НДС и отмены проверок по его поводу никто применять не собирается. Чтобы совсем кратко и ясно: уже сейчас бизнес предоставляет налоговой финансовые гарантии уплаты НДС – полные и однозначные. Реально ГФС видит всю цепочку плательщиков НДС. Но проверки и ручной режим возмещения НДС по-прежнему работают. С сопутствующей коррупцией и прочими прелестями украинского бизнес-бытия.
В общем, если суммировать: вариант Минфина предлагает повышение ставок, ликвидацию упрощенного режима налогообложения, распространение тотального контроля и расширение репрессивных возможностей фискальных служб. Да, совершенно правильно поняли: налоговая милиция не ликвидируется, а лишь переименовывается.
То есть имеем на входе сверхвысокие ставки налогов при сохранении ужасных фискальных процедур, ужесточенных при помощи современных средств контроля и мониторинга. Эдакое сочетание, как говорил Михаил Жванецкий, снотворного со слабительным.
От такого сочетания я с неизбежностью ожидаю падения ВВП минимум на 12% по итогам 2016 года (прогноз Минфина – рост на 2%), роста индекса потребительских цен минимум на 35% (прогноз Минфина – рост на 12%), ну и связанных со всем этим последствий.
Понимают ли все это в высоких зданиях на Грушевского и Банковой? Уверен – понимают. Зачем обнародовали в качестве доработанного тот же практически вариант налоговой реформы "им Минфина", что был представлен в конце августа и отправлен на переделку? У меня лично есть единственная версия: чтобы оставить на 2016 год действующую налоговую систему. Чтобы мы непроведению налоговой реформы радовались и благодарили благодетелей.