Финансовая несостоятельность
Новостная лента об экономической ситуации в стране способна вогнать в депрессию: падение ВВП на 7-8% по предварительным оценкам, инфляция на 24,9%, девальвация почти в 2 раза по официальному курсу НБУ и почти в 2,6 раза по курсу черного рынка, золотовалютные резервы НБУ за 2014 год снизились с $20,4 млрд до $7,5 млрд (а это всего лишь 50 дней импорта Украины) и т.д. Несколько особняком стоит внешнеторговый профицит на сумму 293 млн долларов за 11 месяцев 2014 года, но это вполне логичная реакция внешней торговли на девальвацию такого масштаба.
ТАБЛИЦА
Такой негатив вызван прежде всего внешними факторами: население Крыма, Донецкой и Луганской областей составляло в 2013 году 18,8% от населения Украины (4,3% - АР Крым, 9,6% - Донецкая область, 4,9% - Луганская область), а совокупный валовый региональный продукт этих областей за 2012 год составил те же 18,8% (только соотношение иное: 3,1% - АР Крым, 11,7% - Донецкая область, 4% - Луганская область). Также стоит учесть, что в 2015 году стране придется обходиться без существенной доли продукта этих регионов, в то время как в 2014 году, особенно в первой его половине, экономики этих областей шатко-валко, но вносили свой вклад в общеукраинскую копилку.
Госдолг Украины, который на 61,7% номинирован в иностранной валюте, по состоянию на конец 2014 года достиг значения в 1100,6 млрд грн. Это составляет около 70% от ВВП (официальные данные о ВВП 2014 года пока не опубликованы, но я ожидаю, что они выйдут в диапазоне 1,5-1,6 трлн. грн.). Скажем прямо – это не критичный уровень госдолга в современном мире.
Финансовое состояние нездоровое (согласно Маастрихтским критериям госдолг страны не должен превышать 60% от ВВП), но и не критичное. К примеру, госдолг Греции к ВВП на момент частичного списания долгов частными кредиторами в 2011 году достигал 170%. Однако нынешний кризис украинского государственного долга больше кризис ликвидности, чем кредитоспособности: в условиях полувоенного времени, разрушенной инфраструктуры восточных регионов, падающего ВВП и лихорадочных попыток провести экономические реформы, Украине нужны деньги для поддержания АТО и реанимации экономики.
Для расчета показателей кредитоспособности государства также есть смысл обращать внимание в первую очередь на внешний прямой и гарантированный государственный долг ($38792 млн), так как Нацбанку найти, а в крайнем случае напечатать необходимые объемы гривневых ресурсов для своевременной оплаты внутреннего долга относительно легко. Если попробовать рассчитать некоторые показатели кредитоспособности (долга к доходам) с учетом разных курсов доллара к гривне, то станет понятно насколько состояние валютного рынка в данный момент является ключом к финансовой стабильности в стране.
Как выбраться из долговой ямы
Сложная финансово-экономическая ситуация в стране и потребность Украины в дополнительных валютных вливаниях несомненны, иначе низкие валютные запасы государственного регулятора и активность импортеров будут подталкивать гривну к дальнейшей девальвации. Специалисты, рекомендующие объявить частичный или полный дефолт по долговым обязательствам, обычно аргументируют это тем, что отсутствие возможности заимствования на международных рынках капитала принудит страну к профицитному бюджету, что, по их мнению, оздоровит финансовое состояние Украины.
Однако подумайте, какую цену страна заплатит девальвацией и безработицей прежде, чем оздоровление финансового состояния позволит инвестировать деньги, необходимые для роста экономики, и сколько времени займет восстановление от последствий дефолта?
Та галопирующая девальвация, которую мы наблюдали во второй половине 2014 года и так частично является результатом негативных экономических ожиданий, в то время как четкие сигналы о том, что дефолта не будет, и о росте иностранных инвестиций (читай, валютных поступлений в страну) могли бы существенно снизить напряжение на украинском валютном рынке. Объявив дефолт, Украина подтвердит негативные ожидания рынка, и как результат гривна может сделать еще один девальвационный рывок. Сможет ли украинская экономика быстро развиваться без иностранных инвестиций (новые заводы и предприятия, инвестиционный и оборотный капитал, и т.д.), без иностранных технологий (оборудование и инновации) и товарных кредитов? А станут ли иностранные инвесторы доверять свой капитал стране, у которой мало того, что есть конфликтные территории на востоке и юге с сильным соседним государством, но которая еще и при
Дефолт по сути – это неисполнение финансовых долговых обязательств перед кредитором. При этом если кредитор не будет против отсрочить срок исполнения обязательств, то это реструктуризация; если другой кредитор, доверяя стране, даст деньги на погашение предыдущего долга, то это рефинансирование. То есть для того, чтобы не попасть в дефолт, не обязательно иметь средства на погашение кредитов, но важно заранее обо всем договориться. Финансовая несостоятельность (рейтинговые агентства обычно называют это техническим дефолтом) при этом никуда не денется, но дефолта не будет. Возможность такого развития событий, конечно, целиком и полностью зависит от решения кредиторов.
Украине очень желательно не допустить дефолта. Потому что иначе для страны в течение нескольких лет (от двух до пяти в среднем) будут закрыты рынки иностранного капитала. Иностранных инвестиций в экономику, скорее всего, тоже не будет или они будут в относительно небольших количествах. Все это будет ограничивать возможности для экономического роста страны. Да и соотношение госдолга к ВВП пока не настолько критично, а потенциал роста экономики более чем высок.
Украине необходимо найти пути к развитию своего потенциала и увеличению ВВП страны, и тогда даже более высокие объемы госдолга не будут казаться критичными. Полный или частичный дефолт для Украины сегодня – это точно такое же временное решение проблем, как и рефинансирование существующих долгов.
Окончательным решением проблемы высокого госдолга Украины может быть только то, о чем я говорил и в начале 2014 года: бурное развитие экономики, когда соотношение государственного долга к ВВП в процентном соотношении будет уменьшаться за счет роста ВВП, а также будет своевременно погашаться за счет бюджетного профицита (доходы бюджета растут пропорционально увеличению ВВП).
Обеспечивать рост экономики и ВВП страны – главная задача для всех уровней и вертикалей власти в Украине.
2015 год – лакмусовая бумажка для определения как степени поддержки западной цивилизацией обществ, стремящихся к демократии, так и способности украинской экономики преодолеть последствия потери Крыма и Донбасса в качестве субъектов собственной экономики. С одной стороны, не получается не согласиться с Джорджем Соросом в том, что для ЕС финансовая поддержка Украины фактически является инвестицией в собственную обороноспособность, своего рода поддержкой буферной зоны против, как оказалось, агрессивного соседа. С другой стороны, я более чем уверен в том, что Европейскому Союзу не только не хочется, но и не можется иметь в лице Украины бездонную черную дыру, в которой год за годом будут безвозвратно тонуть без должной отдачи все потуги Запада оздоровить экономику Украины.
Запад требует от Украины реформ вовсе не для галочки, а для того, чтобы у наиболее активных слоев населения появилась возможность в конкурентоспособных условиях развивать страну. Реформы – не самоцель; они лишь первая ступенька, первый шаг, первый пункт плана на пути к западной цивилизации через развитие гражданского общества, экономический рост и социальное благополучие. Запад готов предоставить Украине удочку, но не станет кормить рыбой каждый божий день. Украинцы, включая власть предержащих, должны сами научиться эту рыбу ловить.