Часть первая. Власть
1. Диссидентство во все времена считалось модным трендом. Человеку думающему свойственно не любить власть и критиковать ее, поскольку любить власть – не commeilfaut. Особенно это характерно для молодых умов – бунтующих и старающихся пропустить действительность через призму чистого разума.
Каждое решение власти должно тестироваться с точки зрения коэффициента полезного действия, а не подвергаться огульной критике. Ведь речь идет не только о некоей группе лиц, занявших вследствие выборов 2010 и 2012 годов стратегически важные объекты на улицах Банковой, Грушевского и Командарма Каменева в Киеве. Речь идет в целом о стране, которая еще минимум два года (а возможно и семь ближайших лет) будет жить с нынешней властью и нынешним Президентом во главе.
Именно поэтому предлагаем посмотреть на основные тенденции во властном лагере и понять суть и природу украинской власти.
2. Ровно сто лет тому назад, весной 1913 года Ленин написал свой знаменитый и неоднократно цитируемый труд «Три источника и три составных части марксизма». Помните? Немецкая классическая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм – как источники, диалектический материализм, политическая экономия и научный коммунизм – как три составные части. В СССР каждый школьник старших классов должен был знать эти тезисы наизусть.
Так вот: украинская власть имеет в своей основе тоже три источника и три составные части.
Итак, источниками нынешней власти (вопреки патетическому заявлению Конституции о том, что источником власти является украинский народ) являются:
- - позднесоветская система построения вертикальных отношений в обществе (элементами которой являются терпимое отношение к коррупции, слабость исполнительной дисциплины внизу, конкуренция между структурными подразделениями, круговая порука, закрытость в процессе принятия решений и т.д.). Позднесоветская система была воссоздана Леонидом Кучмой во время его президентства (1994 – 2004), а позже ее элементы просматриваются в деятельности позднего Виктора Ющенко. Парадокс, но эта система наиболее эффективна для управления страной, подобной Украине – страной с преимущественно транзитной основой экономики, двойственный менталитетом и высоким уровнем региональных отличий, хотя в перспективе эта система обязательно приведет к стагнации;
- - донецкая управленческая школа, базирующаяся на жестком администрировании и создании специфической корпоративной этики – с высоким уровнем централизации властных полномочий и определении четких правил игры (каждый владеет тем, чем владеет; каждый компетентен исключительно на своем уровне компетенции; одним словом, «кому велено мяукать – не чирикайте»);
- - как ни странно, третьим источником нынешней власти является Майдан 2004 года. Фактически уроки Майдана и необходимость предотвращения его проявления в будущем серьёзнейшим образом влияют на стратегию и тактику нынешней властной команды – возможно, в большей степени, чем они влияли на Виктора Ющенко. Вся политика Виктора Януковича – это внутренний диалог с Майданом, лишившим его в 2004 году власти (которая находилась уже в его руках и требовала лишь дополнительной легитимизации). Янукович старается быть большим евроинтегратором, чем «герои Майдана», большим реформатором, продемонстрировать большее количество положительных результатов. Одновременно он пытается перехватить лозунги Майдана у тех, кто организовал Майдан – именно отсюда достаточно прохладные отношения с НГО, которые не желают видеть в нем носителя близких им идей, а также попытки устранить из политической жизни тех, кто понимают суть Майдана не на уровне лозунгов, а на уровне сути.
Эти моменты лежат в основе современной власти. Как и любая система, система власти в Украине требует постоянной модернизации, принятия новых идей и форм, но «киты» остаются незыблемыми.
Составными частями нынешней власти являются:
- - финансово-промышленные группы, сформировавшиеся во времена первичного накопления капитала и сегодня все больше приобретающие форму транснациональных корпораций. Фактически эти группы делегируют во власть своих управленцев и лоббистов – для контроля над основными секторами экономики и выработки решений в экономической и политической сфере;
- - профессиональная номенклатура, обеспечивающая функционирование аппарата и воспроизводство системы; номенклатура является главным цементирующим фактором и хранителем традиций внутри власти;
- - новые государственные менеджеры, старающиеся сегодня максимально заполнить собою пространство между отдельными структурами власти и установить контроль над системой; как правило, они характеризуются высоким уровнем амбиций и политических аппетитов, достаточно агрессивным стилем продвижения корпоративных интересов, максимализмом.
3. Единственным центром принятия решений в стране остается Президент. Единство и борьба групп влияния в его окружении строго администрируются и управляются. Если Леонид Кучма и Виктор Ющенко находились под влиянием тех или иных «временщиков» в своем окружении и действовали, учитывая их интересы, то политический стиль Януковича вообще не предвидит «временщичества» - людей, вершащих судьбу страны от имени Президента.
Сегодня ни один человек во власти не может сказать наверняка, кто и когда будет отправлен в отставку, какими будут кадровые решения, какая из групп влияния получит завтра преференции и т.д. Все это находится исключительно в компетенции Президента. Некоторые решения носят парадоксальный характер, но они ложатся в общий стиль управления.
Янукович, которому, возможно, не хватает гуманитарного образования, при этом демонстрирует склонность к созданию крайне сложных управленческих моделей, в которых интересы отдельных групп влияния сбалансированы, а взаимоотношения между субъектами построены на постоянных колебаниях позиций – сегодняшнее возвышение одной группы влияния через месяц обязательно завершится понижением ее акций и возвышением конкурирующей группы.
Как ни парадоксально, но Янукович создал систему власти, которая способна не только контролировать все процессы в государстве, но и воспроизводить саму себя: если система будет находиться в том состоянии, что и сегодня, Янукович без труда выиграет президентскую кампанию 2015 года либо же сможет назначить преемника. Особенно учитывая тот момент, что так называемая оппозиция (речь о которой пойдет во второй части данного материала) – на самом деле слишком зависима от власти, уязвима и управляема. А элементы системы, созданной Януковичем (три составные части) понимают, что устранение из схемы Януковича, попытка заменить его любой другой фигурой, не согласованной с другими участниками политического процесса, необратимо приведет к катаклизмам и «войне всех протии всех». С непрогнозируемыми последствиями.
При этом стоит учесть, что уровень интриг в нынешней системе власти на порядок выше, чем в окружении Ющенко или Кучмы – просто также выросли ставки в политических играх.
4. Одним из основных моментов, характеризирующих политическую ситуацию в государстве, является обострение противостояния между представителями давно сформировавшихся промышленно-финансовых групп и «новыми менеджерами». Эта борьба видна невооруженным глазом: на протяжении прошлого года «новые менеджеры» обзавелись ресурсной базой, вполне сравнимой с ресурсами «олигархов».
При этом внутренняя суть каждого противоборствующего лагеря остается неизменной. «Олигархи» привели Виктора Януковича на киевские высоты в 2002 году. Они составляли основу его политической силы в 2004 году, поддержали в 2006-м, не оставили в 2007-м и помогли получить реванш в 2010-м. Группа наращивалась медленно, но уверенно – сначала это была донецкая команда, далее к ней присоединилась группа Дмитрия Фирташа и ряд других, более мелких групп. Янукович до сих пор чувствует благодарность к тем, кто обеспечил ему стремительный, трудный, но все же эффективный путь к власти.
Но в то же время, начиная с 2010 года, он начинает создавать, а потом возводить на новые высоты группу людей, перед которыми не он сам испытывал бы чувство долга: эта новая группа сама выражала благодарность за возвышение и ориентируется на волю Президента.
Логика процесса уже прошла апробацию историей. В XVI веке Иван Грозный, Генрих VIII , Людовик ХІ и многие другие правители действовали согласно той же логике, понимая, что только таким образом они могут построить централизованное и управляемое государство. В ту пору правители сталкивались с тем, что основу власти составляли аристократы – люди, получившие права и привилегии по праву рождения, имеющие большие ресурсы, чем правитель, и старающиеся навязать правителю свою волю. Именно в противовес аристократам правители делали ставку на дворян – новое сословие, получающие привилегии за службу и за доблести. То есть, с одной стороны – князья и бояре, с другой – дворяне, рыцари, служилые люди.
Иван Грозный в Московском государстве создал под лично преданных ему дворян отдельную ресурсную базу (поделив страну на «земщину» и «опричнину»), дал полные права и свободу опричникам и самоустранился от процесса, уехав «на покой» в Александровскую слободу. Опричники сделали свое дело, сломав становой хребет аристократии: те аристократы, которые уцелели, признали правила игры, предлагаемые царем, и отказались от любых претензий на управление страной.
Та же ситуация наблюдалась и во Франции, Англии, в других странах.
Виктор Янукович создал свою гвардию «опричников», так как не хотел бы чувствовать над собою груз интересов «аристократов» (как показывает опыт Италии, аристократия может быть и купеческой по своей сути). Это абсолютно не значит, что рано или поздно он даст команду «фас!» и уничтожит олигархов. Во-первых, они сегодня являются элементом глобализационных процессов и вряд ли удары по группам могут безболезненно сказаться на Украине в целом (в свое время попытки Леонида Кучмы ослабить влияние олигархов привели к «кассетному скандалу» и делу Гонгадзе). Во-вторых, «великий передел» в пользу амбициозных «опричников» вряд ли будет содействовать выходу Украины из кризиса; в-третьих, провоцирование конфликта во властной среде может привести к непредсказуемым последствиям – и это касается всех участников политического процесса («опричнина» Ивана Грозного через пару десятилетий аукнулась Смутой и великими потрясениями). Наличие в распоряжении Януковича некоей «контрэлиты» вовсе не означает, что он ее обязательно натравит на «знатных и родовитых» - вовсе нет! Скорее «новые менеджеры» на службе у Януковича – это своеобразный предохранитель, инструмент, при помощи которого Президент пытается уберечься от угрозы превращения в пешку в руках промышленно-финансовых групп. «Новые менеджеры» - это инструмент «принуждения к миру» - но миру на условиях Президента.
5. Тон в современной украинской политике задает постоянное взаимодействие четырех-пяти основных групп влияния, в частности, группы «новых менеджеров», группы Рината Ахметова, группы Андрея Клюева, группы Дмитрия Фирташа, группы силовиков. У каждой из групп есть свои интересы, свой стиль, своя система влияния на внешние объекты (в том числе на оппозицию). Объединяет их то, что все они имеют отношение к процессу осуществления властных функций. Центральной фигурой, на которую замыкается вся деятельность групп влияния, является Президент. Вне отношений с Президентом эти группы вольны в своих взаимоотношениях, демонстрируя весь спектр эмоций – от любви до ненависти.
Считается, что группа «новых менеджеров» была сформирована сыном Президента, Александром Януковичем. Хоть это – достаточно упрощенный взгляд: на самом деле Янукович-младший отнюдь не руководит всеми процессами внутри группы: Сергей Арбузов, Александр Клименко, Игорь Соркин и другие члены группы сегодня имеют большое влияние, но не только благодаря близким отношениям с Александром, но и потому, что стали важным элементом системы балансов, выстраиваемых Виктором Януковичем. Это – достаточно агрессивная группа, постоянно наращивающая свои возможности за счет мелких игроков, приобретения активов (в том числе СМИ), создания фантомных структур (так в свое время был раскручен фантом по имени Юрий Иванющенко, позже – фантом Сергея Курченко и т.д.). При этом данная группа не боится бросать вызовы сформировавшимся финансово-промышленным группам.
В отдельную группу можно было бы выделить команду, обеспечивающую юридическое сопровождение деятельности Президента (Андрей Портнов, Елена Лукаш, Ренат Кузьмин), но по многим показателям юристы могут быть отнесены именно к группе «новых менеджеров», занимая внутри группы собственную автономную нишу.
Ринат Ахметов и его группа, ранее казавшаяся наиболее сильной и монолитной, сегодня представлена во власти несколькими автономными командами – в частности, командой СКМ и командой Александра Вилкула. Последнего все чаще (наряду с Сергеем Арбузовым) прочат в будущие премьеры. Однако логика подсказывает, что Виктор Янукович все же не будет спешить со сменой премьер-министра – слишком уж удобной фигурой является Николай Янович Азаров, принадлежащий к среде профессиональной номенклатуры и готовый играть по правилам среды «новых менеджеров». Также можно выделить особую подгруппу, находящуюся в орбите влияния Рината Ахметова, но в то же время имеющую самостоятельный политический вес – группы Вадима Новинского, превращающегося в активного политического игрока и участвующего в общестрановых политических кампаниях.
Не смотря на кажущееся снижение влияния Андрея Клюева, он остается одним из наиболее активных политических игроков. Совет нацбезопасности для него – это не почетная ссылка, а возможность развязать руки для осуществления воздействия на партийный аппарат и на работу по подготовке к президентской кампании. Клюев – вопреки расхожему мнению – довольно сильный игрок, и его кабинет на улице Командарма Каменева неизменно привлекает важных посетителей. Еще до недавнего времени Клюева можно было рассматривать как союзника Рината Ахметова, но сегодня есть все поводы полагать: Клюев и Ахметов ведут абсолютно самостоятельные игры.
Группа Фирташа – опять же вопреки расхожему мнению – не утратила свои позиции в политических процессах и является одним из наиболее важных элементов архитектуры нынешней власти. Группа активно занимается выработкой смыслов, которые принимаются и акцептируются Президентом. Плюс ко всему, группа имеет серьезное влияние на вертикаль власти на местах, на внешнюю политику (сегодня большая часть функционала внешнеполитического ведомства переместилась на улицу Банковую, а внешняя политика осуществляется не столько посредством Министерства иностранных дел, сколько через систему особых уполномоченных) и т.д. Еще один момент: группа практически не имеет сложных вертикальных отношений: Дмитрий Фирташ является лишь условным ее лидером. На самом деле отношения Фирташа, например, с Сергеем Левочкиным или Юрием Бойко – это отношения равных партнеров.
Кстати, именно эта группа пытается продемонстрировать, что не стоит списывать со счета «старых менеджеров» в угоду интересам «новых»: Левочкин демонстрирует способности находить управленческие решения в, казалось бы, безвыходных ситуациях (именно поэтому поставил абсолютный рекорд пребывания во главе Администрации Президента).
Наконец, группа силовиков (в которой наиболее важную роль играет министр внутренних дел Виталий Захарченко) – это тоже группа «новых менеджеров», но ориентированных лично на Президента и преданных лично Президенту (без транзитного захода в офис Александра Викторовича). Они все чаще демонстрируют собственный политический вес и собственные амбиции, однако – в то же время – не могут похвастаться наличием столь серьезной ресурсной базы, как представители других групп.
6. Взаимодействие этих групп влияния приводит иногда к очень сложным и интересным комбинациям. Если еще в прошлом году эксперты отмечали серьезное противостояние групп Фирташа и Ахметова, то сегодня можно говорить о сближении групп (в Севастополе на довыборах в Верховную Раду проявился консенсус представителей групп Ахметова и Фирташа относительно поддержки кандидатуры Вадима Новинского).
В то же время «новые менеджеры», еще вчера рассматривающие Рината Ахметова чуть ли не как икону, активно противостоят попыткам усиления позиций Александра Вилкула.
Практически исчезла линия противостояния между Сергеем Арбузовым и Андреем Клюевым. До 2013 года Клюев неформально считался «директором-распорядителем парламента», поскольку понимал и мог применить все доступные рычаги воздействия на процессы принятия решений внутри Верховной Рады. В новой системе власти, сформировавшейся после парламентский выборов 2012 года, эти функции были переданы Сергею Арбузову, что не могло не породить некую натянутость в отношениях между представителями двух групп. Более того: некоторые события в Раде зимой-весной 2013 года рассматривались как видимое проявление этой самой натянутости.
Однако вопрос был решен – сегодня Арбузов и Клюев нашли общие точки соприкосновения. По целому ряду законов условному тандему Арбузов-Клюев удалось обеспечить голосование провластных и оппозиционных депутатов парламента, которые часто занимают противоположные позиции по ключевым политическим вопросам. Существует версия о сближении Арбузова и Клюева на базе наличия у обоих политиков напряжения с таким политическим игроком, как Сергей Левочкин, усиливший в последнее время свои позиции и свое влияние.
Но, наличествуют примеры и других едва прикрытых конфликтов: например, конфликт в среде «новых менеджеров», особенно между ведомством Виталия Захарченко и министерством доходов и сборов – относительно того, под чьим началом должна находиться налоговая милиция.
7. Отдельно стоит рассмотреть роль Партии регионов в политических процессах.
Партия регионов является классической «партией власти» - то есть политическим союзом номенклатуры и бизнеса, направленным на унификацию ресурсов. ПР учла ошибки других «партий власти», сформированных за последние 15 лет – Народно-демократической партии, СДПУ(о), «Нашей Украины» и «Батькивщины». То, что ПР существует уже длительное время и с 2006 года неизменно показывает самый высокий электоральный результат, свидетельствует об а)наличии постоянной электоральной базы, «ядра» партии; б) наличии ресурсной базы; в) наличии квалифицированного менеджмента.
Сегодня партийная структура является дополнительным дисциплинирующим фактором для представителей властной команды. Однако – вопреки расхожему мнению – членство в ПР не является обязательным условием вхождения во власть. Ряд министров не являются членами Партии регионов (Валерий Хорошковский, находясь на высоких должностях, постоянно подчеркивал, что он – не член ПР; Раиса Богатырева после ухода из ПР в 2007 году повторно не оформила членство в партии).
Сегодня партия является очень важным инструментом – с точки зрения Президента.
Во-первых, это инструмент, позволяющий уравновешивать влияние или же решать спорные ситуации внутри властной команды – без вынесения споров в публичную плоскость;
Во-вторых, это клуб неформального общения и неформального принятия решений, выработки общей позиции по тем или иным вопросам;
В-третьих, это инструмент парламентской деятельности и деятельности в советах разных уровней – с четкой системой координации интересов и лоббистской работы;
В-четвертых, это инструмент воспроизводства системы и кузница кадров для власти;
В-пятых, это постоянно функционирующий штаб, готовый включаться в избирательную кампанию любого уровня сложности практически в любой момент.
Однако при этом Партия регионов не может выступать в роли самодостаточной силы, учитывая те задачи, которые стоят перед Виктором Януковичем