Во-первых, время для визита была выбрано неблагоприятное, учитывая поствыборную обстановку в Украине. С одной стороны, стартовала новая каденция Верховной Рады, еще в стадии оформления комитетская структура парламента, только был назначен новый-старый премьер-министр, правительство же еще и вовсе не сформировано. С другой стороны, важность этой украино-российской встречи была достаточно высокая, ведь планировалось принятие тяжеловесных для страны решений. В ситуации несформированного правительства и не заработавшего в полную силу парламента выглядит не вполне своевременным принятие судьбоносных для страны решений. Тем более, что отсутствие полноправного де-юре Кабмина рассматривается российской стороной как еще один рычаг давления на Украину. К тому же есть определенные риски в том, что ключевых фигур прошлого правительства, отвечавших как раз за стратегию в экономике и политике – П.Порошенко и В.Хорошковского – скорее всего не будет в новом составе Кабмина.
И отсюда следует второе препятствие. Фактически в ситуации важного для страны интеграционного определения на уровне правительства оформились серьезные противоречия между разными политическими группами. Тот факт, что часть министров, которых называют евроинтеграторами, ушла в парламент – П. Порошенко, В. Балога, а В. Хорошковский подал в отставку, свидетельствует об отсутствии консолидированного мнения в отношении интеграционного вектора в провластном лагере. Разночтения во власти можно считать серьезным политическим препятствием для принятия стратегически важных для государства решений, что также способствует ослаблению позиций Украины на переговорах в целом. 6
Следующее препятствие можно обозначить как отсутствие легитимного взаимодействия между властью и оппозицией. Ограничение участие оппозиции в принятии решений приводит к ситуации перманентной блокады между провластными и оппозиционными партиями. Единственными средствами взаимодействия между властью и оппозицией можно назвать только периодические бои под куполом парламента. Но проведение переговоров, в результате которых определяется интеграционная судьба страны, не может быть без эффективной работы парламента, без тесного взаимодействия Верховной Рады и правительства. Возможно, политические реалии РФ допускают приоритетность принятия решений на уровне президента, но в украинской политической реальности это маловероятно. Вероятность блокады ратификации подобного рода решений в Верховной Раде со стороны оппозиции, отсутствие у Партии регионов абсолютного большинства не дает украинскому президенту (кто бы ни был в этой должности) де-факто возможности ведения переговоров интеграционного уровня в узкопрезидентском формате, без участия правительства и парламента.
Четвертое препятствие состоит в том, что несбалансированная политическая система блокирует принятие сбалансированных решений. Какой бы вектор не выбрала власть – европейский или евразийский – противников будет не меньше, чем сторонников. Здесь можно напомнить, что нарушение баланса началось со срыва политического пакта – политреформы 2006 года, что проявилось в полулегитимной процедуре возвращения к юрисдикции Конституции 1996 года. Политический баланс был разрушен после появления политических заключенных (Ю.Тимошенко, Ю.Луценко и др.). В нынешних условиях отсутствие политического баланса приводит к тупикам как в отношениях с Брюсселем, так и с Москвой.
И, наконец, пятое препятствие. Неготовность власти к принятию тяжеловесных решений и неподготовленность страны к интеграционному выбору. В отличие от тех же россиян, которые все чаще подчёркивают окончание постсоветской эпохи и, отсюда, исчерпанность повестки этой эпохи, в Украине не оценивается развитие страны хотя бы с точки зрения законченности определенных циклов. Уход транзитной повестки начался еще со старта строительства РФ новых обходных газовых потоков. В то же время Украина на сегодняшний день не может сформулировать и предложить соседям новую взаимовыгодную повестку. Россия в реализации своих интеграционных планов продвинулась далеко вперед, поэтому тема «цены на газ» для нее не столь приоритетна, как для Украины. И россияне это постоянно подчеркивают, предлагая более глубокие и широкие форматы интеграции. А Украина продолжает буксовать в колее транзитной трубы и вести безуспешные переговоры о цене на газ.
В силу экономических и финансовых обстоятельств, в связи с исчерпанностью транзитной миссии сегодня Украина стоит перед выбором. Один путь – интенсивных реформ, в который придется впрячься всем, не взирая на ранги и привилегии, второй путь – стабилизационный – отхватить место в упряжке Таможенного Союза и довольствоваться тем, что «дешево и сердито». И первый и второй требует волевых усилий и высокой договороспособности. А этого как раз и не может продемонстрировать Украина, поскольку до сих пор не решила главное свое домашнее задание: компромисс элит, консолидация в треугольнике президент-правительство-парламент, консенсус с обществом. Если решить это задание, то вопросы интеграционного вектора, экономических реформ также будут решены. В противном случае Украину ждет еще ни один сорванный визит.