Табаловы: первые, но не последние
Сама процедура избрания руководства, сперва – ВР, затем – КМУ, обнажила истинные расклады сил в парламенте. Повеяло 2002-м годом. Тогда, помнится, НУ тоже получила на выборах отличный результат, не сумев его, впрочем, конвертировать, ни в спикера собственного, ни в большинство. Зато вышла в дамки "За единую Украину!", едва-едва насобиравшая в кампанию 14%.
В 2012-м, с самого начала гонки, регионалы – вопреки публичной браваде – понимали: самостоятельно большинство им не сколотить. Следовательно, нужна поддержка коммунистов. Плюс – для уверенности – мажоритарщиков. Плюс – условных оппозиционеров, получивших право баллотировать от той или иной политсилы в обмен на энную сумму "аргументов".
Уже на этапе кампании было понятно: и по округам, и по спискам ОО, и "Удара" в Раду движется немало потенциальных коллаборационистов. Виновны ли в этом руководители меньшевиков, их покрывавшие? Ведь они-то – как бы сейчас не прикидывались страдальцами – все, на самом деле, понимали.
Простой ответ – да, виновны, обязаны были блюсти чистоту рядов.
Сложный – виновны частично, поскольку потенциальные коллаборационисты и «кэш» – практически синонимы.
И не в алчности дело. Как провести, спрашивается, кампанию, если денег нет? Вообще нет. Даже на комиссии.
СМИ, помнится, шумели, что Татьяна Засуха брала кредит, удивительно совпавший по времени с апогеем кампании. Но кто знает, что Николай Мартыненко тоже – различными способами – кредитовался? Более того – тратил на выборы личные деньги? То-то.
Да, и какие претензии к "тушкам"? По доброй ли воле люди превращаются в предателей (такие извращенцы, конечно, встречаются, но случаи единичны, – С.К.). Или они вынуждены за дорого покупать билет на поезд под названием "конечная станция – парламент" потому, что не имеют другой возможности защитить себя, свою семью, свой бизнес от уничтожения? Потому, что страна такая "хорошая"?
Покупая – принимают определенные обязательства, однако – лишь до момента избрания. После: билет оплачен, поезд прибыл на станцию, пассажиры высадились, никто никому ничего не должен. Счета обнуляются. И, кто сказал, что власть не может – выгодами, угрозами, шантажом – переманить их на свою сторону?
Табаловы стали первыми, но вовсе не последними. Таких "табаловых" – по самым приблизительным оценкам – в двух оппозиционных списках "спрятано" до двадцати душ. Это без мажоритарщиков.
Главная задача власти сейчас – не "палить" своих потенциальных союзников, мастерски замаскированных, всех и сразу. Исключительно – по мере необходимости.
В четверг такой необходимости не было.
За спикера Рыбака депутаты дали 250 голосов, за премьера Азарова – 252. Собственно, две с половиной сотни – это и есть численность нового провластного большинства. Неофициальное, выстроено оно при этом филигранно. Андрею Петровичу Клюеву впору готовить лацкан для очередной награды. Заслужил. Быстро и чисто. Судите сами.
Взять, хотя бы, комбинацию "голоса Рыбаку в обмен на голоса Калетнику", сработавшую в четверг первый, но вовсе не последний раз.
Во-первых, посредством вице-спикерства Калетника коммунисты становятся партнерами ПР. Становятся – кто б там что не говорил о ситуативном сотрудничестве – всерьез и надолго. Что, впрочем, не афишируется.
Более того, номинально коммунисты теперь числятся оппозицией. Ведь квота первого вице, сообразно Регламенту, оппозиционная. Очень, знаете ли, удобно для отвода глаз избирателей. Им, коммунистам, и самим это приятно, да, и Западу не грех предъявить. Это – во-вторых.
В третьих, это еще позволяет дискредитировать оппозицию истинную.
В четвёртых, Игорь Калетник – это вам не Адам Мартынюк. Он уже имеет свою маленькую "группу влияния", а получить может еще большую.
Второй пост в президиуме изначально предназначался "Батькивщине", отказавшейся от него – за ненадобностью (в обмен, на два комитета) – в пользу "Удара". Который, в свою очередь (также в обмен на два комитета) оказался от нее в пользу "Свободы". Опять таки: наличие в президиуме представителя националистической силы – отличная страшилка для Запада.
Вреда от Кошулинского будет немного. Он неопытен, да и полномочия второго зама главы ВР не слишком существенны. Вместе с тем, наличие его фигуры в президиуме также позволяет "регионалам" рассчитывать на ситуативную – ну, хотя б по некоторым вопросам – поддержку "свободовцев".
Олигархи делают ставки
Итак, для ежедневной работы, большинства в 250 депутатов вполне достаточно. Скрытые резервы вскроют, разве, для корректировки Конституции. Но об этом речь пока не идет.
Парадокс, но Яценюк, Турчинов и Кличко (впрочем, я бы сказала Яценюк, Мартыненко и Ковальчук) должны поблагодарить регионалов за то, что действуют такими "партизанскими" методами, не "рассекречивают" "агентов влияния". Ибо тогда разбушевавшейся "Свободе" логичнее было б лупить их, а не условных "табаловых". Увы, тягнибоковцы предпочитают формулу: сила есть, ума не надо. В противном случае, еще во вторник вечером – сразу, как стало известно о предательстве кировоградских депутатов, закрыли б Яценюка с Мартынекно в темной комнате и провели бы вежливую воспитательную беседу. Ибо персональную ответственность можно понимать по-разному. Гарантия с печатью – тушки б прекратили, после этого, множиться в геометрической прогрессии. На какое-то время – точно.
Впрочем, в рядах самой власти тоже не все однозначно. В четверг внутри ПР образовалось первое неформальное объединение. Объединение, состоящее из людей, близких к Виктору Пинчуку и Дмитрию Фирташу. Всего 33 человека. В их числе: Яков Безбах ("прославившийся" тем, что агитировал за него на округе сам Тони Блэр), пасынок Папиева Артем Семенюк, даже Вадим Колесниченко примкнул. Что здесь делает последний, версии разнятся. То ли прислан "смотрящим", то ли его сюда откомандировали как "зарплатника".
"Зарплатники" – депутаты, получающие регулярные доплаты за тот или иной вид деятельности – официальное спикерство от имени фракции (отягощенное необходимостью регулярно посещать эфиры), юридическую работу, корпение над законопроектами и т.д. Такие есть практически в каждой фракции, и их финансовое обеспечение ложится грузом на центральный офис политсилы. Ясно, прижимистые управленцы стараются "зарплатников" "пристроить" так, чтобы не тратить средств "из общего котла". Вполне возможно, с Колесниченко сейчас именно так и получилось.
Возглавил объединение Сергей Тигипко. Что – если не помнить о наличии у Сергея Леонидовича определенных амбиций – могло б показаться странным. Но амбиции у Тигипко есть, присоединение к ПР их не истребило. У олигархов, в свою очередь, о чем уже не раз доводилось писать, есть потребность в альтернативной ставке для президентской кампании. Не факт, что в 2015-м они ее сделают, но – "на всякий случай" – запасные варианты быть должны.
Регресс вместо прорыва
В целом, логика 2015-го уже превалирует в кадровых назначениях. Пример с Тигипко – локальный. С Азаровым и Рыбаком – глобальный.
С избранием новой Рады у Януковича был шанс "перезапустить" всю систему власти, "обновить" "ландшафт" элит, расширить кадровую скамью запасных. Все это – для получения качественно новых результатов, которые не стыдно предъявить в 2015-м. Иначе, как избираться? Ведь именно воспроизводство себя во власти является сейчас для Виктора Федоровича Януковича единственным приоритетом.
Собственно, сценариев для избрания всего два. Или – честная борьба, "агитирование" избирателей посредством реального "покращення". Или – беспредельное закручивание гаек (способов, благо, достаточно – от силового до очередного конституционного переворота).
Что предпочтет Янукович?
Похоже, он свой выбор сделал. Ответьте на простой вопрос: способен ли Азаров предъявить "покращення"; является ли Рыбак "новым лицом"; может ли в принципе эта команда "стариков-разбойников" осуществить качественный "прорыв"? То-то.
Хорошковский, уже ответил. Второй раз в жизни хлопнув кабминовской дверью в знак протеста против "азаровщины"; отказавшись продавать "Интер", более того - взявшись его либерализовывать, де-факто он начал самостоятельную партию. И 2015-й станет для него поворотной точкой.
Да, "прорыв" мог бы осуществить Арбузов, но ставить во главу КМУ представителя Семьи – слишком рисково. Во-первых, моментальная разбалансировка системы "сдержек и противовесов", "чинить" которую непросто, да и, откровенно говоря, лень. Во-вторых, назначение мгновенно б повысило личную капитализацию Сергея Геннадиевича, автоматически превратив в потенциального конкурента и ставленника для олигархов (куда там Сергею Тигипко!). В третьих, в отличие от Азарова, Арбузов не имеет такой истории личных отношений со "старыми донецкими", также - представителями крупного бизнеса. Значит, сможет – в целях наполнения бюджета – их "гонять". А это – при кажущихся очевидных выгодах – сопряжено с дополнительными рисками (перечень смотрите выше). Арбузов, конечно, не Ющенко, но зачем же растить конкурента, да еще и с имиджем премьера-реформатора?
Поговаривают, именно чрезмерным рвением к реформаторству Сергей Геннадиевич и "перебил" свое назначение. Насторожил, де, Виктора Федоровича его энтузиазм. Потому-то и вернулся Азаров. "Старый конь борозды не испортит", хотя, конечно, глубоко и не вспашет.
Но, похоже, "глубоко вспахивать" Януковичу и не требуется. Похоже, он решил пойти другим путем. Один вот только нюанс: для "закручивания гаек" нужны деньги. Много денег. А их в казне нет. И откуда взять – неясно. Разве что назначить Арбузова первым вице-премьером.
Если же игнорировать "финансовый фактор", но гайки все равно закручивать, может и резьбу сорвать. Олигархи, многие из которых – как мы выяснили – уже самоопределились и начали свою игру, с удовольствием сему поспособствуют. С большой долей вероятности – куда раньше 2015-го года.
P.S. Изначально это текст должен был называться "Хроника текущих событий. Часть 2" – в продолжение, как и обещано было, – одноименной первой части. Однако, события последних дней показали: реставрация застоя – не просто образ. Нет, это, к сожалению, действительность.