Ваш автор, кстати, весьма скептически относился к высказываниям украинских политиков, связывающих лучший вариант этого будущего с российской оппозицией, или теми, кто называет себя таковой. К примеру, в украинских медиа время от времени всплывала фамилия российского блоггера Алексея Навального. «Глубину» его отношения к украинской проблематике демонстрирует вот это место его диалога с писателем Борисом Акуниным: «я, кстати говоря, сам «полурусский» – наполовину украинец и человеком второго сорта себя чувствовать ни капельки не желаю… СССР развалили не злодеи из беловежской пущи, а КПСС, Госплан и жуликоватая советская номенклатура». Что здесь «нового», чего мы не читали до этих банальностей?
Тем не менее, все, что заканчивается хорошо – уже хорошо. Пройдемся по фактам.
Несмотря на сложные последние полгода, отсутствие новых договоренностей по газу, несмотря на «сырную войну», кое-чего не произошло.
Вопреки вполне обоснованным опасениям, политическое руководство России не пошло на то, чтобы накануне президентских выборов создать из Украины «образ врага».
Дискуссия о присоединении Украины к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана также не вышла за рамки заявлений, – правда, иногда, излишне эмоциональных.
Что происходит? Последние 20 лет украино-российские отношения переживают естественный этап осознания Украиной и Россией разными государствами. Возникают крайности самоосознания, во многом - «проблемы роста».
Крайности обостряются перед выборами – что в Украине, что в России.
Этих крайностей две: безусловное следование в фарватере России (чего, кстати, не было ни при одном президенте Украины), и некий «вопрекизм», т.е. действия «в пику» России – примером чего являются отношения Украины и России от августа 2009 года до весны 2010 года, когда руководители двух стран практически не общались.
Виктор Янукович победил в 2010 году на президентских выборах, обещав в публичных выступлениях нормализацию отношений с Россией. Выполнить часть этих обещания оказалось не трудным. Надо было просто прекратить «войну заявлений» с украинской стороны. Надо было, чтобы глава государства и правительство Украины заговорили на международной арене одним голосом, не противореча друг другу, не мешая.
Сделать все это оказалось нетрудным. Были заключены Харьковские договоренности, которые, как заявил потом Виктор Янукович, должны были стать началом пересмотра газовых соглашений.
Но этого не произошло, и не по причине отсутствия желания у официального Киева…
С Украиной Владимир Путин вел себя всегда одинаково, он считает ее российской вотчиной, зоной российских интересов. И, судя по его политике, никогда не верил в то, что у Украины есть суверенитет
— Илья Яшин, российский оппозиционер
Говоря о более широкой исторической перспективе, то отношения двух таких больших государств, как Украина и Россия, конечно же, не рационально строить по простой дихотомии «сюзерен»-«вассал», «начальник»-«подчиненный». Украина и Россия – это, в зависимости от контекста, и «союзники», и «партнеры», и «конкуренты», и «друзья». Все, что проще – лишь «искажает картинку».
С конкуренцией понятно: посмотрите, например, по отношениям «Укрспецэкспорта» и «Росвооружения» в Юго-Восточной Азии. Наши страны конкурируют здесь по продаже оружия. С «дружбой» тоже все ясно: Россия для Украины – «друг» и не меньше в вопросе о безвизовом режиме для граждан Украины. Северный сосед является крупнейшим работодателем для миллионов наших граждан, и ужесточение визового режима для наших граждан со стороны России было бы ударом.
Несомненной заслугой руководства двух стран является то, что в прошлом году товарооборот между Украиной и Россией вышел на рекордно высокий показатель в 56 млрд. долл. Это из «плюсов».
Ну а дальше – о «минусах», о проблемных моментах, они же – пункты повестки дня украино-российских отношений, вопросы, которые надо решать.
Первый. Отношения с Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана, вопрос зоны свободной торговли СНГ. Ее не создали, не из-за позиции Украины.
В августе прошлого года посол Украины в РФ Владимир Ельченко сказал: «идет процесс вступления этих трех стран в ВТО, где Украина уже давно является членом, и – пока это не произойдет, никто – ни в нашей стране, ни в России – не сможет четко сказать, чем выгодно полноценное участие Украины в Таможенном союзе».
27 февраля 2012 года президент Янукович продолжил эту линию, заявив в интервью «Интеру», что «Украина будет делать выводы о целесообразности вступления в Таможенный союз через год-два, когда станет понятно, как развивается эта организация». В мае 2012 года, или, не исключено, что и несколько раньше, Госдума РФ ратифицирует протокол о присоединении России к Всемирной организации торговли, а через 30 дней после ратификации Россия станет полноправным членом ВТО.
Несомненно, пройдет какое-то время, пока экономики России, Беларуси и Казахстана ощутят на себе благотворное влияние свободной торговли. Тогда и станет понятно, нужен ли Таможенный союз членам ВТО России, Беларуси и Казахстану.
Но вот вопрос – что с зоной свободной торговле СНГ, создать которую обещали в России? И состоится ли одновременная ратификация соглашения о ЗСТ СНГ, о которой раньше заявляли в Кремле?
Второй пункт повестки дня украино-российских отношений касается сферы, где Украина и Россия выступают уже конкурентами. Ибо конкурируют разные маршруты транспортировки российского газа в Западную Европу.
Россия решила для себя вопрос строительства «обходных газопроводов», которые уменьшают значение ГТС Украины для транзита российского газа в Европу.
Она будет вкладывать серьезные деньги в строительство «Южного потока». При этом Украина пока остается главным транзитером природного газа в Европу – 70% российского газа поставляется в страны Евросоюза трубопроводами Украины. Поэтому пунктом украино-российской повестки дня на 2012 год является вопрос создания газотранспортного консорциума Украина-Россия-ЕС. Или – не создания такого консорциума, что автоматически поставит на повестку дня другой вопрос – будущего ГТС Украины, и особенно – подземных хранилищ газа.
Но в ситуации с Виктором Януковичем Россия имеет дело с непростым переговорщиком. Украине есть чем оперировать в диалоге с Россией. Киев, например, заявил о намерении сделать рубль одной из резервных валют, что, несомненно, не было бы лишним для соседней экономики. Но руководитель украинского Нацбанка сейчас заявляет, что наша страна пока думает об этом…
И, наконец, третий пункт этой повестки дня – чего ожидать от переговоров по снижению цены на российский газ для Украины?
Еще до дня выборов в России в Киев приезжал председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, близкий к Владимиру Путину.
Его высказывания в Киеве ослабили напряжение в двусторонних отношениях, возникшее в результате «сырной войны», которая, по существу, после этого и прекратилась. Нарышкин привез в Киев проект соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, который он и назвал «компромиссом».
Любопытный аспект этих, излишне «загазированных» отношений. Общаясь в последние полгода с лояльно настроенными к России избирателями Партии регионов, не могу не отметить рост настроения: несмотря на то, что в лице руководства Украины Кремль имеет, пожалуй, самых лояльных для себя партнеров, Украине не удается получить лучшей цены на газ, по сравнению с периодом руководства «оранжевых». Конечно, речь ни в коем случае не идет об отношениях подчинения, а лишь об учете национальных интересов России – например, в вопросе внеблоковости Украины.
Вопрос снижения цены на российский газ – это вопрос выживания экономики Украины.
В Мюнхене, отвечая на мой вопрос Виктор Янукович сказал, что украино-российские консультации по цене на газ продолжались практически все время президентской кампании в России. После кампании наступит время и для окончания этих переговоров?
Будущее покажет, что это за компромисс, на который готова Россия. В последнем «расширенном» интервью для ТВ, отвечая на вопрос о будущем украино-российских отношений, президент Янукович проанонсировал возможность переговоров с новоизбранным руководителем России в марте этого года. Подождем-увидим.